Советы психолога

Консультация «Ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетнего»

09.04.2024
Уважаемые законные представители несовершеннолетних. Просим вас ознакомиться с материалами на очень сложную и болезненную тему сексуального насилия в отношении несовершеннолетних.

         В белорусском законодательстве насилие рассматривается как весьма сложное явление, хотя в уголовном праве республики выделяется только два вида насилия: физическое и психическое. Но далее психическое насилие дифференцируется на угрозу: убийством, причинением телесного повреждения, уничтожением или повреждением имущества. Каждый из названных видов по интенсивности подразделяется на опасное и не опасное для жизни и здоровья человека. Кроме того, проявления жестокости могут быть преднамеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными, выражаться в совершении активных действий и в бездействии. Последнее в отношении ребенка признается противоправным только в тех случаях, когда на допустившего бездействие обязанность действовать возложена законом, например, при уклонении от исполнения родительских обязанностей или от уплаты алиментов.

         За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права. Одним из обязательных условий юридической ответственности выступает вина, наличие или отсутствие которой является определяющим при выборе санкций, например, в семейном праве. Так, если законные представители ребенка виновны в неисполнении своих обязанностей, к ним может быть применена мера ответственности в виде лишения родительских прав. Если те же действия они совершили из-за душевного заболевания, то к ним применяется мера защиты, т.е. отобрание детей без лишения родительских прав. Кроме того, при назначении наказания учитывается характер и последствия нарушений прав детей, наличие или отсутствие специальных обязанностей в отношении несовершеннолетнего, причины и мотивы действий взрослых, системность и пр.

         Конкретно право детей на защиту своих законных интересов и личности от любых видов эксплуатации и насилия закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка, Законе РБ «О правах ребенка», Кодеке РБ о браке и семье, Уголовном кодексе и других нормативных правовых актах.

         Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию «жестокое обращение» (ст. 19) и оговаривает необходимость принятие следующих мер:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • организацию борьбы с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34) и других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

         Закон РБ «О правах ребенка» также утверждает, что "каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия" (ст. 9). Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей (опекунов, попечителей) и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к употреблению алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потреблению наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, табачных изделий, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, бродяжничеством, участию в азартных играх, совершению действий, связанных с изготовлением, распространением порнографических материалов или предметов порнографического характера, а также от привлечения ребенка к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган.

        Кодексе РБ о браке и семье, где детализируется, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими (ст. 73), а в ряде случаев органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Дети имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или иных лиц, при этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в Комиссию по делам несовершеннолетних (КДН), органы опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет – в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры.

         Защита ребенка от различных форм насилия предусмотрена также нормами Кодекса РБ об административных правонарушениях (КРБоАП) и Уголовного кодекса (УК)Согласно этим нормативным актам все антиобщественные действия (бездействия), совершаемые в отношении детей и подростков, можно разделить на следующие 4 условные группы:

  • против жизни и здоровья (убийство; доведение или склонение к самоубийству; истязание; умышленное нанесение легких телесных повреждений или побоев; причинение тяжких телесных повреждений и др.);
  • опасные для жизни и здоровья (оставление в опасности; заражение венерической болезнью, СПИДом; невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей и др.);
  • нарушающие нормальное половое развитие (изнасилование; насильственные действия сексуального характера; развратные действия и др.);
  • нарушающие уклад семейных отношений и интересов (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или в антиобщественное поведение; доведение до состояния опьянения; уклонение родителей от содержания детей; злоупотребление правами опекуна или попечителя и др.).

Подчеркнем, что в нашем законодательстве как отягчающее обстоятельство расценивается совершение любого преступления или правонарушения в отношении:

а) заведомо малолетнего лица (до 14 лет),

б) находящегося в беспомощном состоянии, в материальной или иной зависимости от виновного; а также

в) вовлечение лиц до 18 лет в правонарушение или преступление. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации.

Прежде всего отметим, что предусматривается ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей (ст. 10.3 КРБоАП). Наказание может быть вынесено в том случае, если несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет, совершают правонарушения либо такие преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения виновными названного возраста.

Кроме того, все граждане старше 18 лет могут быть привлечены к административной ответственности, если вовлекают несовершеннолетнего в антиобщественное поведение, покупая ему алкогольные напитки или иначе склоняя к употреблению алкоголя либо одурманивающих веществ (ст. 19.4 КРБоАП). А за умышленное причинение ребенку телесных повреждений, имевших незначительные последствия, наказание наступает для лиц старше 14 (ст. 10.1 КРБоАП).

Если же последствия оказались более тяжелыми, в действие вступает УК, в котором устанавливает наказание за нанесение ребенку

  • умышленных тяжких телесных повреждений, к которым относятся опасные для жизни и здоровья, и вызвавшие расстройство здоровья на срок свыше 4-х месяцев (ст. 147 УК);
  • менее тяжких, не опасных для жизни, но вызвавших расстройство здоровья на срок от 3 недель до 4 месяцев (ст. 149 УК).
  • легких, повлекших расстройство здоровья, продолжительностью более 6 дней, но не свыше 3 недель (ст. 153 УК). По этому преступлению дело заводится только по требованию потерпевшего или его законных представителей.

Таким образом, в соответствии с нормами нашего законодательства к ответственности можно привлекать подростков старше 14 лет, допускающих насилие над более младшими или слабыми детьми. Однако если повреждения нанесены по неосторожности или в состоянии аффекта, возможно смягчение наказания (ст. 150, 155 УК). Степень тяжести любых телесных повреждений определяет только с помощью судебно-медицинской экспертизы.

Более серьезная ответственность установлена за истязание, совершенное в отношении заведомо для виновного несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 154 УК). Под истязанием понимается умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания, либо систематическое нанесение побоев, но без тяжких последствий. Истязания осуществляются только умышленно, т.е. лицо старше 16 лет должно осознавать, что причиняет боль и страдания.

Кроме того, в связи с физической и психологической незрелостью детей можно говорить о таком нарушении их прав, как оставление в опасности. Причем степень угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетнего зависят от его возраста и других обстоятельств, поэтому определяется применительно к конкретной ситуации. Так, маленький и беспомощный ребенок может тяжело заболеть и даже погибнуть, если останется один хоть на короткий срок, например, зимой в лесу. Для детей старше 2 лет представляет опасность размещение в доступных местах моющих и чистящих средств, соды, уксуса, лекарств, спичек, емкостей с горячими жидкостями и др. Уточним, что в уголовном праве выделяют умышленное и не умышленное (по неосторожности) оставление в опасности. Если родители или лица, их заменяющие, сознательно поместили ребенка в опасные для жизни условия, допуская возможность его гибели, и такое случилось, то виновные будут нести ответственность как за убийство (например, если мать оставила голого младенца зимой на улице). Но если родители, подсознательно желая смерти ребенку, не оказали ему помощи, когда он находился в опасности (например, в горящей квартире), то в случае его гибели они не будут отвечать как за убийство, поскольку опасность возникла не вследствие их действий, а по иным обстоятельствам, например, из-за собственной неосторожности ребенка.

Однако при неоказании помощи потерпевшему ребенку ответственность наступает вне зависимости от результатов (т.е. спасения или гибели) и наличия умысла. В целом уголовная ответственность установлена за бездействие в следующих случаях:

  • неоказание находящемуся в опасности несовершеннолетнему помощи, которая могла быть предоставлена без вреда для жизни или здоровья помогающего либо других лиц. Например, когда тонет ребенок, а заметивший это и умеющий плавать взрослый проходит мимо;
  • не сообщение в соответствующие учреждения или компетентным лицам о требуемой помощи. Например, ели родители или лица, их заменяющие, не в состоянии сами вылечить тяжело больного ребенка и не обращаются к медицинским работникам.

Заметим также, что в последнее время несовершеннолетние часто становятся жертвами преступлений, направленных против половой неприкосновенности или свободы. Подобные деяния караются достаточно сурово, особенно если от насильника пострадал ребенок, что обусловлено физической слабостью детей, незнанием ими приемов защиты, а также сравнительно быстрой потерей возможности к сопротивлению. К самым тяжким преступлениям в этой сфере относится изнасилование – половое сношение вопреки воли потерпевшей. Оно может совершаться, во-первых, с применением или угрозой применения насилия в виде причинения физической боли различными способами, во-вторых, с использованием беспомощного состояния потерпевшей и/или психического давления в виде угроз, оскорблений и т.д. (ст. 166 УК). Кроме того, изнасилованием будет считаться и половое сношение без применения насилия с лицом моложе 18 лет, если в силу своего возраста, отставания в умственном развитии, болезненного либо бессознательного состояния, вызванного, например, алкоголем или наркотиками и т.п. потерпевшая заведомо для виновного не понимала характера совершаемых с нею действий. Уточним, что ст. 166 УК квалифицирует преступления в отношении лиц женского пола, а насильственные действия сексуального характера над мужчинами квалифицируются по статье 167 УК.

Особую опасность для ребенка несет изнасилование, совершаемое, как это нередко случается, отчимом или сожителем матери. Инцест, т.е. сексуальные отношения между членами семьи или кровными родственниками, принадлежит к одной из самых эмоционально-болезненных форм сексуального использования детей. К сожалению, такой вид сексуального насилия практически с одинаковой частотой встречается и в дисфункциональных, и в “нормальных” семьях.

При изнасиловании несовершеннолетней причиняется ущерб её здоровью, нормальному физическому и психическому развитию, поэтому ответственность несут как посягнувшие на ребенка взрослые, так и те, которые должны были это предвидеть. Причем добровольное согласие на вступление в половую близость несовершеннолетней, понимающей характер и значение половых отношений, но не достигшей 16-летнего возраста, не освобождает насильника от ответственности (ст. 168 УК).

Установлена в законодательстве и ответственность за развратные действия в отношении ребенка (ч. 1 ст. 169 УК), куда входят поступки виновного, направленные на удовлетворение половой страсти без сношения (принуждение ребенка совершать какие-либо сексуальные акты, например, дотрагиваться до гениталий насильника). Сюда же относятся действия, направленные на нездоровое возбуждение полового чувства несовершеннолетних: непристойные прикосновения, демонстрация порнографических изданий, совершение в присутствии детей половых актов и пр. При выяснении подобных обстоятельств необходимо учитывать, что дети легко поддаются внушению, уговорам взрослых, особенно если это один из родителей.

Особенно опасны для детей, оставшихся без родительского попечения, злоупотребления со стороны опекуна (попечителя). В этом случае опекунство (попечительство) прекращается путем отстранения опекуна. И если опекун

а) использовал предоставленные ему права в целях получения материальной выгоды за счет опекаемого или

б) жестоко обращался с подопечным, или в) умышленно оставлял его без надзора, что повлекло существенное ущемление прав и законных интересов несовершеннолетнего, то в дополнение он может быть привлечен к уголовной ответственности на основании статьи 176 УК.

свернуть

Консультация «Насилие в семье: виды, формы, последствия»

09.04.2024
Явление жестокого обращения людей друг с другом, насилие над детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира. Особую озабоченность прогрессивной общественности оно стало вызывать, начиная с ХIХ века. Проведенные в различных европейских государствах обследования показали, что ежегодно пять детей из каждой тысячи становятся жертвами жестокого обращения.

       

  • 35% родителей используют телесные наказания (вплоть доожогов, нанесения детям колотых ран);
  • 20% – заставляют выполнять половые действия или совершают их с детьми;
  • 26% – предъявляют повышенные требования, издеваются, унижают детей;
  • 15% – используют иные формы насилия.

В настоящее время родительская жестокость стала обычным явлением и имеет место приблизительно в 45 – 49 % семей. Последствия ее впечатляют: до 10 % жертв родительской нелюбви погибает, у остальных появляются отклонения в эмоциональной сфере, физическом и психическом развитии. По другим данным, из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы.

         Проблеме насилия над детьми в  нашей стране в последние годы стали уделять большое внимание. Одновременно следует признать, что размах насилия, равно как государственного вмешательства с целью пресечения жестокого обращения с детьми, с годами возрастает.

        Что такое насилие? Насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.

Основные виды насилия:

  1. Физическое насилие– преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.
  2. Сексуальное насилие или развращение– вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.
  3. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:

– недостаточное возрасту и потребностям ребенка питание, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

– отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

– нанесение физических повреждений;

– вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.

 

4.Эмоциональное насилие:

– открытое неприятие и постоянная критика ребенка, вербальные угрозы в его адрес;

– оскорбления и унижение достоинства ребенка;

– преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

– предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту и возможностям;

– ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

– однократное или многократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.

      Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребенок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития.

Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подверженные частым приступам гнева и немотивированной агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшеевоспроизводство самой жестокости. Косвенным подтверждением может служить увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.

У переживших насилие детей зачастую формируются такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их обладателей малопривлекательными для окружающих. В результате ребенок испытывает трудности социализации, у него бывают нарушены связи со взрослыми, нет навыков общения со сверстниками. А если он не обладает достаточным уровнем знаний и эрудицией для завоевания авторитета в школе, то может примкнуть к криминальной, пристраститься к алкоголю, наркотикам и опять-таки совершать правонарушения. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация.

Насилие по отношению к детям может привести к потере в их лице родителей. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство.

      К особенно тяжелым последствиям приводит сексуальное насилие. В результате домогательств у детей возникают страхи перед каким-то человеком, местом, темнотой; чрезмерная сонливость или бессонница, истерические проявления, регрессия, т.е. формы поведения, соответствующие более младшему возрасту; агрессивность и раздражение; несоотносимый с возрастом интерес ребенка к интимной области. Кроме того, чувствуя себя несчастными и пытаясь найти выход из создавшегося положения, дети, с одной стороны, сами могут шантажировать совершивших сексуальное насилие, вымогая у взрослых насильников деньги и подарки в обмен на обещание хранить совершенное в секрете. С другой стороны, обладая несвойственными их возрасту сведениями об интимной жизни, жертвы насилия могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них окружающих.

 

Ответственность за совершение насилия

в отношении несовершеннолетнего

      В белорусском законодательстве насилие рассматривается как весьма сложное явление.

      Так, если законные представители ребёнка виновны в неисполнении своих обязанностей, к ним может быть применена мера ответственности в виде лишения родительских прав. Если те же действия они совершили из-за душевного заболевания, то к ним применяется мера защиты, т.е. отобрание детей без лишения родительских прав. Кроме того, при назначении наказания учитывается характер и последствия нарушений прав детей, наличие или отсутствие специальных обязанностей в отношении несовершеннолетнего, причины и мотивы действий взрослых, системность и пр.

      Конкретно право детей на защиту своих законных интересов и личности от любых видов эксплуатации и насилия закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка, Законе РБ "О правах ребенка", Кодеке РБ о браке и семье, Уголовном кодексе и других нормативных правовых актах.

      В нашем законодательстве как отягчающее обстоятельство расценивается совершение любого преступления или правонарушения в отношении:

а) заведомо малолетнего лица (до 14 лет),

б) находящегося в беспомощном состоянии, в материальной или иной зависимости от виновного;

в) вовлечение лиц до 18 лет в правонарушение или преступление.

свернуть

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения

Дети раннего возраста - самые маленькие воспитанники детского сада, впервые пришедшие в коллектив сверстников. Им трудно расстаться с мамой, еще труднее полюбить "чужую тетю" (воспитателя). Но очень скоро детский сад станет для них вторым домом. Особое отношение возникнет к воспитателю, которого они не только полюбят, но и будут копировать в играх, начнут подражать его действиям и словам. Педагоги нашего детского сада стремятся создать уютную, теплую обстановку, напоминающую дом. Но как бы ни хороша была среда, окружающая ребенка, она не может сама по себе, без руководства взрослого, вызвать душевное спокойствие ребенка. Воспитатели создают эмоциональный комфорт, проявляют профессиональные знания и высокие человеческие чувства.
Для того, чтобы Ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим родителей о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям.

В детском саду ребенку нужно привыкнуть:

  • К новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться;
  • К новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;
  • К обществу своих сверстников;
  • К новому распорядку дня

Ребенку будет проще привыкнуть ко всему этому ПОСТЕПЕННО.
Поэтому мы рекомендуем родителям в первый раз прийти с ребенком в то время, когда в группе не будет других детей и воспитатель сможет познакомиться с вашим малышом, а он - изучить нового для него взрослого человека. Ребенок будет чувствовать себя уверенно, если Вы на первых порах будете рядом с ним. Первые дни желательно приводить ребенка на 2 часа. Если ребенок достаточно легко адаптируется к новому для него укладу жизни , постепенно увеличивать время пребывания в д/с, оставлять ребенка в детском саду для дневного сна. В первую, вторую неделю желательно забирать ребенка вскоре после дневного сна.

Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно. Если что-либо волнует Вас, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь своими опасениями с сотрудниками детского сада.

В первые дни и недели посещения яслей, когда малыш испытываем эмоциональную перегрузку, родители должны поддерживать дома спокойную обстановку, не перегружать ребенка новой информацией, не посещать многолюдные места и не принимать дома шумные компании.

ИТАК:

  • Установите тесный контакт с работниками детского сада
  • Приучайте ребенка к яслям постепенно
  • Не оставляйте ребенка в яслях более чем на 8 часов
  • Сообщите воспитателям о привычках и склонностях малыша
  • Поддерживайте дома спокойную обстановку
  • Не перегружайте ребенка новой информацией

А родителям пожелать в это время быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.        

Как надо готовить родителям ребенка 

к поступлению в детский сад.

   Не обсуждать при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.

·        Заранее узнать у участкового врача , какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.

·  Как можно раньше провести оздоровительные или корректирующие мероприятия, которые назначил врач.

·        Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

·        Не отдавать ребенка в детский сад в разгар кризиса 3-х лет.

·        Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня ребенка дома.

·        Повысить роль закаливающих мероприятий.

·        Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.

·  Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.

·    Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

·        Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.

·        Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

·     Планировать свой отпуск так, чтобы первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у Вас была возможность оставлять его там не на целый день. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.

свернуть

Советы родителям

Дорогие родители!

Вы – первые и самые важные учителя Вашего ребенка. Первая его школа – Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь:

Одна – корни,

А другая – крылья.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства – к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему учила меня моя мать», «то, что показал мне отец», «то, чему учили меня дома». Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями.

«Годы чудес» - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение  к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: «Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?». Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.

 

ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?

ДЕЛАЙТЕ!

Радуйтесь вашему малышу.

Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.

Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.

Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

Говорите с малышом короткими фразами.

В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

Говорите медленно.

Будьте терпеливы.

Сначала спрашивайте «что»; «почему» спросите, когда малыш подрастет.

Каждый день читайте ребенку.

Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.

Поощряйте игры с другими детьми.

Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он смог бы рассказывать.

Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.

Приобретите диски с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

Помогите ребенку выучить свое имя и фамилию.

Если ребенок начал что-то коллекционировать – кораблики, машинки, крышки от бутылок – или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.

Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках.

Регулярно водите ребенка в библиотеку.

Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

Не теряйте чувство юмора.

Играйте с ребенком в разные игры.

Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

 

НЕ ДЕЛАЙТЕ!

Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

Не задавайте слишком много вопросов.

Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

Не заставляете ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.

Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это».

Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше сказать просто: «Она синяя».

Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.

Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.

Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:

Всех логических связей;

Всех Ваших чувств («Мама устала»);

Абстрактных рассуждений и объяснений.

Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

свернуть

Интернет-безопасность для детей

16 правил интернет-безопасности для детей

Какие существуют виды интернет-угроз 

Есть три основных вида опасности, подстерегающие юных пользователей:

    1. Нежелательное содержимое сайтов, пропагандирующих экстремизм, насилие и формы поведения, отклоняющиеся от общепринятых норм;

  1. Прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи;
  2. Различные виды мошенничества.

    Дома и в школе детей учат не открывать дверь незнакомцам, не садиться в машину к посторонним, не разговаривать с чужими людьми, проверяют знание ПДД, правил поведения в общественных местах и парках. При этом никто не рассказывает детям о том, как надо вести себя в Интернете и с какими опасностями они могут там столкнуться.

Чем опасна «дружба» с телевизором и Интернетом

   1. В первую очередь, чрезмерное пользование гаджетами влияет на психику ребёнка. Телевидение быстро информирует о событиях в мире и даёт «вкусную» картинку, вызывая тем самым привыкание. Ребёнок «подсаживается», и ему хочется больше. А Интернет позволяет найти всё, что угодно, не прилагая каких-либо усилий. Легко, быстро и доступно.

  2. Длительное нахождение в статичном положении перед голубым экраном может привести к состоянию перевозбуждения. В итоге после завершения просмотра передачи/видеоролика ребёнок не знает, куда направить свою энергию.

   3. Дети до 6-7 лет активно формируют картину окружающего мира через призму родителей. Чтение близким человеком сказок, рассказов позволяет малышам применить на себя некую роль, «прожить» ситуацию и сделать выводы в тесном контакте с родителем. Телевизор или смартфон не могут этого себе позволить.

     4. После просмотра телевизора ребёнок некоторое время не в состоянии сосредоточиться. А рекламные вставки из-за более активной подачи видеоряда, музыкального сопровождения могут вызвать чувство тревоги.

Кроме того, реклама навязывает стереотипы. Думаю, многие сталкивались с такой ситуацией, когда после какого-либо ролика ребёнок начинает просить рекламируемую вещь. Возможно, у него уже есть такая игрушка, или, скорей всего, она ему не нужна, но кроха убеждён в необходимости этой вещи.

    5. Просмотр телевизора/видеороликов не развивает речь. Наоборот, у ребёнка появляется особый стиль разговора – телевизионный. Чтобы речь правильно формировалась, малышу нужно видеть, как работает речевой аппарат при произнесении слов. Гаджеты не предоставляют в полном объёме такую возможность.

Особенности детской психики 0+

    Сегодня малыши знакомятся с гаджетами до года. Порой родителям удобно посадить ребёнка перед телевизором, дать смартфон и заняться своими делами. Но что мы имеем? Детская психика находится в стадии развития и обладает повышенной уязвимостью. И та информация, которая взрослому кажется обычной, на ребёнка может оказать негативное воздействие.

     У малыша идёт пассивное восприятие окружающей действительности. Кроха развивается именно при тактильном общении с близкими людьми. Он не воспринимает видеоряд как речь, обращённую к нему, хотя может смотреть один и тот же мультик несколько раз. Однако выводов при этом малыш не делает, только копирует жесты и мимику.

     У малыша до 6 лет высокий уровень познавательной активности, поэтому важно утолять его жажду знаний не через голубой экран, а через книги и общение с родными. Никакой развивающий мультик не заменит живой диалог.

Особенности детской психики 6+

    Малыш готовится стать школьником. В этот период происходит формирование индивидуальности ребёнка, он учится отстаивать свои границы. Поэтому в ответ на испорченную вещь одноклассником может поругаться с ним, сказать, что так нельзя.

    Но сегодня ребёнок всё чаще после школы (а иногда и на переменах) уходит в виртуальный мир, где ведёт борьбу с врагами, монстрами, зомби. Его убивают, он убивает. Ребёнок теряет границы времени и пространства. Яркие картинки прочно оседают в несозревшем сознании и могут всплывать в самые неподходящие моменты.

     В 6-8 лет важно научить ребёнка реально решать свои проблемы, так как он находится в социуме, где у каждого есть своё мнение. Но из-за увлечения компьютерными играми в столь юном возрасте реальность малыша зачастую искажается. Порой, он пытается решить проблему так, будто находится в виртуальной игре, и у него 10 жизней. Ребёнок может внезапно проявить агрессию, броситься в драку на обидчика. В то же время психологи говорят, что не в самих играх дело, а в их неправильном использовании, психических качествах личности и атмосфере в семье.

16 правил Интернет-безопасности для детей

     1. Ограничить время провождения в сети.

  2. Использовать средства обеспечения безопасности (антивирусная программа, настройки безопасного поиска, безопасный режим в соцсетях, использовать контентные фильтры).

     3. Подключить у провайдера услугу «Детский Интернет».

  4. «Родительский контроль». С помощью этой функции в системе Windows можно регулировать использование компьютера детьми.

   5. Установить бесплатную программу «Интернет Цензор». Она блокирует сайты, на которые вы не хотите, чтобы заходили с вашего компьютера.

    6. Следить, чтобы ребёнок смотрел программы/фильмы с соответствующей маркировкой по возрасту (0+, 6+, 12+, 16+, 18+).

    7. Объяснять детям, что не всё то, что пишут в Интернете – правда. Рассказать, в чём опасность «всемирной паутины».

    8. Донести до ребёнка, что нельзя где-либо при регистрации указывать своё реальное имя и фамилию. Помогите юному пользователю подобрать надёжный логин.

    9. Мониторить друзей и подписчиков ребёнка в соцсетях (нет ли среди них взрослых людей, незнакомых ребят с другой школы/города/района).

    10. Объяснить, что онлайн-друзья могут отличаться при встрече. И пусть онлайн-дружба такой и остаётся (по крайней мере для младших школьников).

    11. Быть внимательными к ребёнку. Убедитесь, что он не жертва интернет-буллинга. Если у ребёнка в подписках нет друзей, то, возможно, он удалил их именно потому, что подвергся издёвкам со стороны.

    12. Слушать и поддерживать ребёнка в любой ситуации. Проводите больше совместного времени. Старайтесь вместе читать и рассуждать над прочитанным. Отдавайте предпочтение активным играм, чем нахождению в четырёх стенах.

     13. Рассказать, что нельзя скачивать файлы, полученные от незнакомых пользователей.

    14. Вводить компьютерные игры следует только после формирования игровой и творческой деятельностью, то есть после 6 лет. До этого времени малыш может вполне обойтись без виртуального мира.

    15. Помните, что до 7 лет ребёнку не нужен Интернет. Младшим школьникам достаточно 30 минут в день, по мнению педиатров. В 10-12 лет ребёнок может проводить в Интернете не более 1 часа. Старше 12 – не более 1,5 часа.

   16. Кроме того, родители тоже должны с осторожностью использовать свои социальные сети. Очень часто взрослые размещают в своём аккаунте фото и видео своих детей. У каждого для этого свои цели: кто-то хочет поделиться с онлайн друзьями фотографиями своих малышей, кто-то использует их для продвижения своего профиля (вспомним блогеров). В любом случае это большая информационная база для мошенников.

   Да, избавить ребёнка полностью от гаджетов сегодня невозможно. Минимум, что может сделать родитель, это тщательно следить за контентом и уметь ставить чёткие рамки пользования Интернетом. При этом, нам, взрослым, самим стоит задуматься над фразой «счастье любит тишину» и как можно меньше «сидеть» на своих страницах и делиться личными фото.

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть