Патриотическое воспитание

О, КРАЙ РОДНЫ, КРАЙ ПРЫГОЖЫ!..

О, КРАЙ РОДНЫ, КРАЙ ПРЫГОЖЫ!..

О, край родны, край прыгожы!
Мілы кут маіх дзядоў!
Што мілей у свеце божым
Гэтых светлых берагоў,
Дае бруяцца срэбрам рэчкі,
Дзе бары-лясы гудуць,
Дзе мядамі пахнуць грэчкі,
Нівы гутаркі вядуць;
Гэтых гмахаў безгранічных
Балатоў тваіх, азёр,
Дзе пад гоман хваль крынічных
Думкі думае прастор;
Дзе увосень плачуць лозы,
Дзе вясной лугі цвітуць,
Дзе шляхом старым бярозы
Адзначаюць гожа пуць?

Якуб Колас

урывак з паэмы "Сымон-музыка"

 

ГАСЦІННАСЦЬ - НАЦЫЯНАЛЬНАЯ РЫСА БЕЛАРУСАЎ

Рэспубліка Беларусь размешчана ў геаграфічным цэнтры Еўропы на водападзеле Балтыйскага і Чорнага мораў, скрыжаванні найважнейшых еўрапейскіх транспартных артэрый. Беларусь заўсёды была і з'яўляецца сувязным мостам паміж Усходам і Захадам, гуляе істотную ролю ва ўмацаванні светапоглядных і духоўных пачткау народаў Еўропы.

 Беларускі народ мае старажытную і багатую гісторыю. Пераадольваючы шматлікія цяжкасці, беларусы не толькі захавалі і з годнасцю пранеслі праз стагоддзі сваю самабытную культуру і ментальнасць, але і апынуліся успрымальнымі да іншых духоўных каштоўнасцяў, увабраўшы лепшыя традыцыі і дасягненні еўрапейскай і сусветнай цывілізацыі; адбыліся як самадастатковыя і роўныя сярод іншых народаў Еўропы.

Кожны народ мае свой характар, свае асаблівасці, якія адрозніваюць яго ад іншых народаў. Напрыклад, англічане вельмі стрыманыя і ніколі не паказваюць сваіх эмоцый. Немцы - педанты. Італьянцы - запальчывыя. Беларусаў жа адрозніваюць працавітасць, талерантнасць і гасціннасць - галоўныя рысы беларускага нацыянальнага характару. Замежнікі, якія прыязджаюць да нас, часта адзначаюць нашу гасціннасць, нашу добразычлівасць.

Змест гасціннасці змянялася на працягу тысячагоддзяў. У глыбокай старажытнасці была суровая ўстаноўка: за парушэнне законаў гасціннасці, падаванне прытулку і ежы госцю, чалавека выганялі з абшчыны. У той час, у выпадку выгнання, чалавек не мог выжыць адзін. Любы падарожнік меў патрэбу ў дапамозе іншых, таму так важна было гасціннасць.

 У постіндустрыяльную эпоху (у якую мы сёння і жывем) — новы крок у развіцці гасціннасці. З з'яўленнем тэлефонаў, Інтэрнэту візіт у госці трэба ўзгадняць. Сёння гасціннасць прадугледжвае нейкую душэўную адкрытасць, блізкасць. Сучаснае гасціннасць павінна адкрываць магчымасць камунікацыі.

 

свернуть

Слава и гордость земли Витебской

Имена героев - в нашей судьбе

  Эта книга - особая, потому что каждая строка в ней составляет заметный штрих на полотнах её Величества Истории, воскрешает героические страницы труда, борьбы и побед сыновей и дочерей славной Витебской земли.

   Краткие биографии представленных в ней людей отражают боевой и жизненный опыт, имеющий непреходящую ценность, а в целом книга является данью глубокого уважения нашим землякам и тем, для кого Витебщина сыграла большую роль в их судьбах.

   Рассказы о мужестве, героизме и доблести наших земляков пусть и предельно краткие, могут иметь большое значение для проведения работы по патриотическому воспитанию населения, прежде всего подрастающего поколения.

Жизнь и деятельность этих легендарных личностей - яркий образец для тех, кто сегодня строит суверенную и процветающую Беларусь, делает её сильнее и краше.

свернуть

"Формирование основ гражданско-патриотической культуры у детей среднего дошкольного возраста"

одержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в старшей группе в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» компонент "Основы гражданско-патриотической культуры":

Воспитанники от 5 до 6 лет

Формировать представления о:

  • родном населенном пункте, областных городах Республики Беларусь, их достопримечательностях;
  • столице Республики Беларусь – городе Минске, ее достопримечательностях (Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь и др.);
  • природных символах Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, лен, клевер);
  • Государственном флаге Республики Беларусь как одном из национальных символов, значении цветов и орнамента флага;
  • элементах Государственного герба Республики Беларусь, отражающих неповторимость и богатство культурных традиций, быта и природы Беларуси;
  •     людях, прославивших Беларусь (просветителях, деятелях культуры и науки, спортсменах и др.), их деятельности и достижениях;
  • государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда и др.);
  • скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (памятники, мемориальные и историко-культурные комплексы и др.), возведенных на территории нашей страны и посвященных событиям Великой Отечественной войны (мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», монумент Победы, мемориальный комплекс «Курган Славы» и др.);

белорусской армии, трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность

о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы

 Формировать (развивать) умения:

  • показывать на карте географическое положение Республики Беларусь; рассказывать (с помощью взрослого) о государственных символах Республики Беларусь;
  • соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и исполнять гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);

рассказывать (с помощью взрослого и самостоятельно) о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях, принимать активное участие в их подготовке и праздновании (украшать группу, готовить подарки, исполнять песни, стихи, пляски)

  • рассказывать о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны;

Воспитывать:

  • чувство патриотизма и любви к Родине; уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, ценностное отношение к жизни и миру; уважение к защитникам Отечества; уважительное отношение к истории и культуре своей страны, народа

 Воспитанники от 6 до 7 лет

Формировать:

  • гордость и уважение к государственным символам Республики Беларусь;
  • осознание себя гражданином Республики Беларусь, умение называть свою национальность и родителей;
  • представления о людях, прославивших Беларусь: просветителях, Президенте Республики Беларусь, деятелях культуры и науки, космонавтах, спортсменах – олимпийских чемпионах, о достижениях знаменитых белорусов;

Формировать (развивать) умения:

показывать на карте географическое положение Республики Беларусь, выделять ее среди других стран мира

  • рассказывать о малой родине, Республике Беларусь; рассказывать о достопримечательностях столицы, городов Республики Беларусь (Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Мирский замок, Несвижский дворец, Лидский замок и др.);
  • рассказывать о природе родного края, природных символах Беларуси, реках, озерах, заповедниках;
  • рассказывать о Государственном гербе и Государственном флаге Республики Беларусь как о главных символах страны, подчеркивающих ее уникальность, раскрывающих историю нашей страны, ее культуру и национальные традиции, особенности быта и природы;
  • соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и исполнять гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);
  • с помощью взрослого и самостоятельно называть фамилию, имя, отчество Президента Республики Беларусь, узнавать его на фотографии;
  • рассказывать о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда и др.);  
  • рассказывать о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (монументах, мемориальных комплексах и др.), посвященным событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе, возведенных на территории Республики Беларусь (монумент Победы, мемориальные комплексы «Брестская крепость-герой», «Курган Славы», «Прорыв», историко-культурный комплекс «Линия Сталина» и др.);
  • рассказывать о белорусской армии, ее почетной обязанности охранять и защищать спокойствие и безопасность Родины.
  •  
  • Воспитывать:
  • чувство патриотизма и любви к Родине; уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, ценностное отношение к жизни и миру; уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов; чувство гордости за достижения своей страны (спортивные, культурные и др.); уважительное отношение к истории и культуре своей страны, народа; ценностное отношение к национальным и семейным традициям. 

Учебная программа дошкольного образования.-Минск : Нац.ин-т образования, 2022

свернуть

Консультация для воспитателей «Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста»

Большая роль по патриотическому воспитанию  отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Во время работы с детьми по патриотическому воспитанию решаются следующие задачи:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах Беларуси;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

   Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Образовательную деятельность с воспитанниками проводить с использованием наглядного материала, в игровой форме. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

   Методы, используемые в работе с детьми по патриотическому воспитанию самые разнообразные и строятся на принципе от близкого к далекому, от простого к сложному. Также нужно учитывать психологические особенности детей (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимание социальных явлений и др.).

Обязательно нужно связывать воспитательно-образовательную работу с окружающей общественной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

В работе по патриотическому воспитанию можно использовать элементы различных технологий:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • проектные,
  • ИКТ.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

  • организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность

осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;

  • инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в учреждении и в семье;
  • наблюдение за отношением взрослых в учреждении;
  • хороводные игры, игры-имитации;
  • чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  • рассматривание семейных фотографий и др.

В средней группе вовлекать детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращать внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомить воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организовать ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.

В старшей группе используются такие методические приемы патриотического воспитания, как:

  • этические беседы о городе, родной стране, мире;
  • экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  • рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран;
  • знакомство с элементами национальной культуры;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

В работе с детьми старших групп применяются следующие методы:

  • знакомство с символикой Республики Беларусь;
  • игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города, отражая на ней достопримечательности;
  • рассматривание иллюстраций к сказкам народов Беларуси;
  • стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;
  • придумывание сказок и историй о достопримечательностях родногогорода;
  • совместная деятельность с детьми с картами и схемами;
  • рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных сооружениях, легенд, мифов.

Важно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). В фольклоре как нигде сохранились особенные черты белорусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью, орнаментом, увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларуси. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если учреждение дошкольного образования  устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Все это создаёт благоприятные условия для воспитания патриотических чувств.

В работе с родителями можно использовать разнообразные формы и методы:

  • КВН;
  • «Круглый стол»;
  • семинары – практикумы;
  • посиделки;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • походы;
  • игровые программы;
  • родительские собрания.

В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, педагог покажет детям красоту своего родного города, познакомит с талантом белорусского народа, научит детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Республика Беларусь.

свернуть