Методическая копилка

Здоровый образ жизни в условиях дошкольного учреждения и семьи

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом

  Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

   Целью оздоровительной работы в детском саду  является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

 Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

   Основные компоненты здорового образа жизни.

1.Рациональный режим. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.
  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  • Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
  • Формирование культурно-гигиенических навыков.
  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

2.Правильное питание. В  детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

    Основные принципы рационального питания:

  • Обеспечение баланса
  • Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
  • Соблюдение режима питания.

   Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям над рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

 3.Рациональная двигательная активность. Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. 

    Средства двигательной направленности

    Физические упражнения;

• Физкультминутки;

• Эмоциональные разрядки;

• Гимнастика (оздоровительная после сна) ;

• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

  Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

    Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

  • Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
  • Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
  • Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
  • Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

    Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

  В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни.

  Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

 4.Закаливание организма  

    Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма. 

 5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.   Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

   Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.  

  Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды. 

  Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

 Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками.

 6. Соблюдение правил личной гигиены

   Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.

   Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

  Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т.д.

   Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

   Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

    Обучение организовывать  не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

     Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников

    Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

    Реализация данного направления обеспечивается:

- направленностью образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);

- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

  Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников:

  1. Формировать представления о том, что быть здоровым-хорошо, а болеть-плохо; о некоторых признаках здоровья

2.Воспитывать навыки здорового поведения

3.Любить двигаться 

4.Есть побольше овощей и фруктов

5.Мыть руки после каждого загрязнения

6.Быть доброжелательным

7.Больше бывать на свежем воздухе

8.Соблюдать режим.

9.Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения

10.Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких

11.Вырабатывать навыки правильной осанки

12.Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом

13.Развивать художественный интерес.

   Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители.  И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

    Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

 Литература:

  1. В детский сад – за здоровьем / В. А. Шишкина. -  Минск: «Зорны верасень», 2008.
  2. Двигательное развитие дошкольника / В. А. Шишкина. – Минск: Национальный институт образования, 2011.
  3. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребёнка/ В. В. Чечёт, Т. М. Коростелёва.  – Минск: «Университетское», 2010.
свернуть

Использование средств фитбол-гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Одним из приоритетных направлений деятельности учреждений дошкольного образования Республики Беларусь является формирование адаптивной здоровьесберегающей среды, ориентированной на возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и предпочтения.

 Важным условием совершенствования здоровьесберегающей среды детского сада является внедрение современных средств оздоровления в систему физического воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся упражнения с применением спортивного инвентаря и оборудования нового поколения, в том числе и больших гимнастических мячей – фитболов. Именно поэтому актуальность приобретает умение педагогов эффективно использовать фитбол-гимнастику в практике физкультурно-оздоровительной работы.

  Средства фитбол-гимнастики, используемые в физическом воспитании детей дошкольного возраста, можно объединить в три группы по содержательному признаку:

1-я группа: гимнастические упражнения (основное средство);

2-я группа: подвижные игры (основное средство);

3-я группа: музыкальное сопровождение (вспомогательное средство).

  Представленная классификация средств фитбол-гимнастики поможет педагогам рационально применять их в зависимости от поставленных задач.

 Гимнастические упражнения с фитболами дифференцированы на общеразвивающие, динамические и музыкально-ритмические.

 Общеразвивающие упражнения с фитболами – это специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые выполняются с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме, темпе и сгруппированы по принципу комплекса. В структуре комплекса мячи используются в качестве опоры, отягощения или препятствия. Они обеспечиваюи подготовку организма детей к предстоящей физической нагрузке и включаются, как правило, в начале основной части физкультурного занятия. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с фитболами опираются на классическую методику проведения ОРУ с детьми дошкольного возраста.

  Характерные особенности ОРУ с фитболами: четкая структура, подсчет для детей среднего и старшего дошколнього возраста, коллективная согласованность двигательных действий. Для детей младшего дошкольного возраста подсчет не используется. Характерные моменты движения педагог подчеркивает словами, часто в образной форме.

  Динамические упражнения с фитболами имеют имитационно-игровой характер и способствуют в первую очередь укреплению всего мышечного и опорно-двигательного аппарата ребенка. Для динамических упражнений свойственна работа скелетных мышц в изотоническом режиме, т.е. чередование периодов сокращения мышц с периодами расслабления, что сопровождается изменением их длины. В эту группу входят разновидности передвижений с мячом (ходьба, бег, прыжки и др.), специальные упражнения, направленные на воспитание физических качеств и совершенствование двигательных способностей детей (силы, гибкости, координации, равновесия и др.).

  При выполнении динамических упражнений с фитболами создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы рук и плечевого пояса, ног и тазовой области, туловища, а также на суставы, связки, внутренние органы и органы чувств. В работе с ослабленными детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии, применяются специальные динамические упражнения корригирующего и профилактического воздействия. Отличительные особенности динамических упражнений с фитболами от общеразвивающих – это отсутствие подсчета при их выполнении и требований к коллективной согласованности действий. Педагог показывает воспитанникам упражнение, объясняет его технику, а затем дети повторяют движение в индивидуальном темпе и ритме.

    Музыкально-ритмические упражнения с мячами охватывают комплексы фитбол-аэробики, танцевальные движения и импровизации, элементы ритмики и хореографии, спортивных танцев с обязательным использованием музыкального сопровождения. Структура комплекса фитбол-аэробики состоит из несложных физических упражнений, которые выполняются из разных исходных положений (сто возле мяча, сидя и лежа на мяче, с мячом в руках и др.) без пауз для отдыха, в умеренном темпе, определяемом звучащей музыкой.

  При разучивании комплексов фитбол-аэробики с детьми младшего и среднего дошкольного возраста используется преимущественно игровой метод, который основан на выполнении имитационных движений, соответствующих содержанию музыкального произведения. Удачно подобранный образ каждого упражнения позволяет повысить не только интерес детей к занятию, но и эффективность обучения в целом. Дети старшего дошкольного возраста учатся выполнять музыкально-ритмические упражнения с фитболами четко и выразительно, в соответствии с темпом и ритмом музыки. Это развивает способность детей свободно управлять отельными частями своего тела и перемещать их в пространстве, согласованность движений во времени и контролировать степень их правильности, что, в свою очередь, формирует эстетическую осмысленность двигательных действий и творческое отношение к занятиям.

  Как известно, игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, а подвижная игра – ценнейшее средство разностороннего воспитания его личности. Поэтому подвижные игры в структуре занятий фитбол-гимнастикой занимают существенное место. К ним относятся: подвижные игры с мячами высокой и малой интенсивности, игры соревновательной направленности, игры-эстафеты. В подвижных играх широко используются многофункциональные свойства фитбола: как предмета, который  перемещают (прокатывают, подбрасывают, переносят и др.), перемещают (прокатывают, подбрасывают, переносят и др.); как препятствие, которое преодолевают (обегают, перелезают, перешагивают и др.; как опоры, на которой прыгают, сидят, лежат; как ориентира в пространстве, который находят в меняющих игровых ситуациях.

 Большой восторг у детей вызывают подвижные игры высокой интенсивности сюжетного и бессюжетного характера с разнообразным двигательным содержательным содержанием: прыжками на фитболах, бегом и ходьбой и другими перемещениями с мячами и без них. Каждый творческий педагог в состоянии придумать

  Авторские игры с фитболами или адаптировать хорошо знакомые подвижные игры («Хитрая лиса», «Охотники и утки», «У медведя во бору» и др.) к задачам занятий фитбол-гимнастикой.

  Основное предназначение подвижных игр малой интенсивности с фитболами – восстановление пульса и дыхания ребенка после физической нагрузки. В их содержание включаются малоподвижные двигательные действия, связанные с удержанием равновесия или определенной позы в разных исходных положениях (сидя, лежа на мяче, с мячом в руках и др.), неактивные перемещения с мячом, игровые упражнения на дыхание или расслабление.

  При проведении подвижных игр с фитболами создаются широкие возможности для формирования у детей творческих способностей и выразительных движений. Самостоятельное создание новых вариантов и оригинальных комбинаций движений, названий к выполняемым движения в ряде подвижных игр («Покажи движение», «Придумай фигуру», «Замри», «Море волнуется» и др.) имеет ярко выраженную творческую и эстетическую направленность.

  Игры соревновательной направленности и игры-эстафеты с фитболами станут украшением любого физкультурно-оздоровительного мероприятия. Они предполагают выполнение индивидуальных или командных соревновательных действий с мячом: бег и прыжки наперегонки, преодоление препятствий, ориентировка в пространстве и во времени и др. Такие игры совершенствуют двигательные умения с фитболами в условиях состязаний, воспитывают волевые и нравственные качества детей – целеустремленность, настойчивость, чувство ответственности не только за свои личные результаты, но и за результаты всей команды.

  Большое значение в использовании средств фитбол-гимнастики имеет музыкально сопровождение, которое стимулирует интерес детей к содержанию обучения, улучшает их эмоциональное состояние, способствует повышению работоспособности, а также более быстрому и точному овладению двигательным действиям.

  При выполнении музыкально-ритмических упражнений с фитболами музыка определяет темп и ритм, содействует грациозности и согласованности движений, положительно влият на развитие слуха дошкольников, освобождает педагога от подсчета. С помощью музыки при обучении динамическим упражнениям с фитболами можно ускорить процессы усвоения и укрепления двигательных умений, совершенствуют технику движений, оптимизировать физическую нагрузку посредством мелодичного регулирования продолжительности нагрузки и отдыха. Подвижные игры с музыкальным сопровождением воспитывают у детей временную ориентировку – способность двигаться в рамках определенного времени, соблюдать правила игры, согласовывая свои действия с музыкой и другими детьми.

  Следует обратить внимание на разные виды мячей, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста:

  •  фитболы с ручками («рожками») – наиболее подходящие для занятий с детьми дошкольного возраста, т.к. позволяют выполнять все виды гимнастических упражнений и подвижных игр с мячами;
  •  круглый гладкий мяч – предназначен для обучения разнообрвзным гимнастическим упражнениям и подвижным играм (ха исключением прыжковых движений);
  •  овальный фитбол характеризуют те же функциональные свойства, что и круглый, но он является более устойчивым за счет увеличенной площади поверхности касания с полом – такие мячи подойдут для детей с недостаточным уровнем развития координации и функций равновесия;
  •  фитболы в форме животных (лошадей, дельфинов и др.) отличаются повышенной устойчивостью и безопасности даже при выполнении прыжковых движений – рекомендуется детям раннего возраста;
  •  массажные гимнастические мячи имеют неровную, в форме пупырышек, поверхность, поэтому, кроме нагрузки на мышцы, обеспечивают массажный эффект, улучшают обмен веществ и кровообращение.

 Приведенная классификация средств фитбол-гимнастики и их классификация позволит педагогам спланировать содержание занятий, составить комплексы упражнений в зависимости от направления решаемых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач: для анатомического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки; для развития мышечной силы, гибкости, быстроты движений, выносливости, координационных способностей, функции равновесия; для совершенствования творческих способностей, грациозности и выразительности движений.

  

Литература:

1. Власенко, Н.Э. Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошколнього возраста (теория, методика, практика) / Н.Э. Власенко. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

2. Лукина. Г.Г. Оздоровительная направленность упражнений фитбол-гимнастики на занятиях с детьми дошкольного возраста в детском саду // Фитнес: становление. Тенденции и перспективы развития: сб. материалов науч.-практ. конф. – СПб., 2006.

3. Потапчук, А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников/ А.а.  Потапчук. Т.С. Овчинникова. – СПб.: Речь, 2009. 

свернуть

Двигательная активность детей дошкольного возраста во время проведения прогулки

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующих более эффективной реализации двигательной активности детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий. В общей подвижной игре для детей с разной подвижностью важно обеспечить высокую двигательную активность и совершенствовать движения и физические качества. При этом широко использовать пространство площадки, развивать у детей умение распределять роли и быть ведущим.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы. Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Например, зимой между деревьями и на веранде можно развешать надувные шары, снежинки и флажки разнообразной конфигурации; по краям дорожек протянуть яркие шнуры и ленты; снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Между деревьями на ярком шнуре можно повесить колокольчики, разноцветные игрушки, под которыми надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали. А к глухой стене веранды прикрепить бубен. Если дотянуться до него рукой и ударить, то он зазвучит. На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Постройки на территории детского сада способствуют развитию интереса к разным видам движений. Можно сделать широкую дорогу для катания на санках сравнительно узкие длинные проходы между снежных валов (от веранды до конца участка и далее до веранды) с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие – каким-либо препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон высотой не более 10-15 см; перейти через мостик и т. д.) На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации – извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать, например, от снеговика к снеговику и т. д. На участке должна быть снежная горка, с которой дети будут съезжать. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения: бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки).

         В зимнее время особое внимание уделяется зимним спортивным упражнениям (ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, с использованием разнообразных заданий: присесть, поймать предмет, повернуться и т.д.), а также играм – эстафетам на санках и лыжах, играм с элементами хоккея.

Конечно, такая активная деятельность предусматривает удобную, легкую, не сковывающую движений одежду. Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно.

В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга. В зимнее время на прогулке проводятся и подвижные игры. Они активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Если на улице холодно, сыро, то такую игру надо организовать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (пожеланию детей). Взрослый может также организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных подвижных игр и подобрать к ним атрибуты.

Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом, план должен включать игры

  • малоподвижные;
  • игры средней активности;
  • игры с высокой двигательной активностью.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств.

Кроме этого организуются игры:

  • забавы
  • аттракционы
  • игры-эстафеты
  • сюжетные
  • подвижные игры
  • спортивные игры (хоккей)
  • бессюжетные подвижные игры
  • народные игры
  • хороводные
  • спортивные упражнения («катание на санках», «скольжение по ледяным дорожкам», «ходьба на лыжах»).

Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Шебеко В.Н. Физическая культура детей от пяти до шести лет – Мн.: НИО-2016
  2. Шишкина В. А. Двигательное развитие дошкольника- Мозырь Белый Ветер, 2014
  3. Н. А. Кирченко Развитие основных физических качеств и координационных способностей детей: Мозырь Белый Ветер,2011
свернуть

Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста

Произведения устного народного творчества являются постоянными спутниками маленького слушателя, его проводниками в мир словесного искусства, источником его художественного образования. Они способствуют развитию у детей воображения, образного мышления, представления об окружающем мире и формируют у них эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности.

Устное народное творчество, созданное «великим гением народа», является одним из наиболее эффективных средств духовно-нравственного и языкового развития ребенка. Яркие образы, точные слова и выражения фольклорных произведений воспитывают у детей любовь к русскому языку, который, по выражению Л.Н. Толстого, «красивый, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью». Именно устно-поэтическое творчество способствует развитию у детей красивой и правильной разговорной речи, ориентирует на собственное словесное творчество.

В исследованиях А.В. Бакушинского, Н.А. Ветлугиной, Е.А. Флериной отмечается, что уже в дошкольном детстве ребенок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое выражено в народном искусстве.

Одним из способов наиболее всестороннего художественно-речевого развития ребенка является интегрированное восприятие таких произведений народного искусства, как устно-поэтическое творчество и народная игрушка.

Применительно к образовательному пространству народная игрушка рассматривается исследователями как носитель социальной информации, источник приобщения ребенка к духовным и эстетическим ценностям культуры различных народов (М.С. Каган, Л.Н. Столович), как культовый и обрядовый предмет, народная скульптура (В.А. Городцов, М.Г. Левин, С.И. Руденко, С.И. Стебницкий и др.). Проблема использования народной игрушки в воспитании детей нашла свое отражение в трудах психологов и педагогов П.Ф. Каптерева, Е.М. Водовозовой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Е.А. Флериной, А.П. Усовой.

Как замечают исследователи, вместе с народной сказкой и народной песней, народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа. Будучи «чудесным культурным наследием» народная игрушка в тоже время является для ребенка источником его приобщения к красоте и богатству родного языка. Это связано с тем, что наглядные образы народной игрушки созвучны поэтическим образам любимых детьми колыбельных, игровых и бытовых песенок, прибауток, сказок о животных, волшебных сказок.

Вместе с тем, изучение практики работы учреждений дошкольного образования в нашей стране показало, что в настоящее время народные игрушки в большей степени выступают как народная скульптура и сувениры и используются в качестве предметов интерьера детского сада (87%). Игрушки народных мастеров почти не включаются в самостоятельные игры детей, не выступают в качестве источника формирования их художественно-речевых навыков, творческих способностей.

Анкетирование, проведенное среди родителей воспитанников учреждений дошкольного образования, свидетельствует о том, что около 35% родителей считают, что малые фольклорные жанры и игрушки народных промыслов не нужны современным детям, 26% затрудняются ответить на этот вопрос. Около 24% родителей уверены в том, что народные колыбельные, бытовые и игровые песенки не привлекают современных детей, что таких народных игрушек, которые могли бы быть сегодня интересны ребенку, не существует. В тоже время 15% родителей никогда не задумывались над этим вопросом.

Таким образом, анализ педагогического опыта свидетельствует о наличии противоречия между значительным воспитательным, духовно-нравственным потенциалом произведений устно-поэтического творчества и народной игрушки и недостаточным осмыслением и преломлением этого потенциала в приобщении дошкольников к национальной культурной традиции, формировании у них навыков красноречия и любви к родному языку.

Оптимизация рассматриваемого вопроса может быть осуществлена за счет более частого использования в образовательном процессе дошкольного учреждения культуросообразной педагогической модели, направленной на включение народной игрушки в такой вид деятельности современных детей, как содержательное общение в процессе восприятия произведений фольклора.

Яркий художественный образ народной игрушки поможет детям наглядно представить образное словесное описание персонажа в колыбельных, игровых и бытовых песенках, прибаутках, сказках о животных. Эти представления станут основой для дальнейшего общения педагога с детьми по сюжету фольклорного произведения и связанных с этим сюжетом игр детей с игрушкой или с набором игрушек. Организация коммуникативно-игровых ситуаций на основе фольклорных произведений будет способствовать развитию у дошкольников художественно-речевых умений и навыков, поможет расширить сферу познания ими народных традиций. Выполнение данной цели, невозможно без сопровождения процесса выразительного рассказывания произведений устно-поэтического творчества зрительными впечатлениями (показом народной игрушки), игровыми действиями с ней, элементами драматизации. Основополагающим принципом здесь выступает принцип взаимодействия слова и наглядности.

Успех эмоционально-образного общения обусловлен организацией обстановки для восприятия и последующего взаимодействия детей на основе художественных текстов. При этом эмоционально-образное общение детей с игрушкой должно осуществляться с учетом возраста воспитанников, их жизненного опыта, а также должно быть связано с жанром воспринимаемого произведения.

Подбор фольклорных произведений для художественного восприятия детьми желательно осуществлять, исходя из их развивающего потенциала, в соответствии с наглядными образами народных игрушек, народным календарем.

Так, в соответствии с народной традицией, в марте дети встречают птиц, возвращающихся после холодной зимы («Сороки»). В праздничные дни они с удовольствием играют с народными игрушками – птичками-свистульками; рассказывают потешки, поют песенки. Дошкольники могут самостоятельно вылепить из глины и раскрасить фигурки жаворонков, а затем описать, рассказать о них, спеть фольклорные песенки.

Народная игрушка и произведения фольклора способствуют развитию творческой активности воспитанников. Заинтересовавшись яркостью и красотой народной игрушки дети пытаются сами сочинить небольшие потешки и песенки о баране-круторогане, курочке-рябушечке, кисоньке-мурысеньке и т.д. Особый интерес у детей вызывают игровые задания на подбор рифмующихся слов, составление рифмовок.

Эстетически направленное взаимодействие педагога с детьми и детей друг с другом в процессе восприятия фольклорных произведений, сопровождаемого играми с народной игрушкой, является источником формирования у воспитанников того «душевно-духовного уклада», который потребуется им в их дальнейшей жизнедеятельности, способом развития их художественно-речевых умений и навыков.

  

Литература

 

1.  Абраменкова, В.В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации / В.В.Абраменкова – М., 2001.

2. Карпинская, Н.М. Художественное слово в воспитании детей: Ранний и дошкольный возраст/ Н.М. Карпинская. - М., 1972.

3. Кудрявцев, В.Т. Креативная доминанта культуры // Проблемы интеграции естественно-научного и гуманитарного знания в теории деятельности и двигательных действий / В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева – Н. Новгород: НГПУ, 1997.

4. Флерина, Е.Л. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.Л. Флерина – М., Изд-во АПН РСФСР, 1961

свернуть

Использование развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым.

                       В игре ребенок совершает первые открытия, переживает

    минуты вдохновения. В игре формируются основные знания,

                       развивается его воображение, фантазия, а следовательно,

                       создается почва для формирования инициативной,

                       пытливой личности.

С. Л. Новоселова

 

«Что ты больше всего любишь делать?» На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!» Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для малышей словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребенка. Ребенок с увлечением исследует предметы, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель - познание мира - остается неизменной. В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя ту или иную роль. Но игра, придуманная ребенком, не всегда в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей взрослых - воспитателей и родителей - на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть.

Родители - первые наставники своего ребенка, открывающие ему этот мир. То, что малыш увидит и, прежде всего, как он это увидит, в первую очередь, зависит от его ближайшего окружения. Молодые родители все чаще сталкиваются с термином «раннее развитие ребенка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей, периодических изданий. Ни один из оппонентов еще не высказал мнения о том, что раннее развитие - вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребенка в возрасте до трех лет особенно восприимчив к информации и может усваивать ее в достаточно большом объеме. По утверждениям специалистов, именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта.

Начиная с трехлетнего возраста ребенок переходит в разряд дошкольника. Но присвоение такого «солидного» статуса не должно вводить в заблуждение родителей, стремящихся немедленно начать подготовку к школе и обременяющих детей утомительными занятиями по обучению счету, чтению и письму. Взрослые должны помнить, что ребенка на данном возрастном этапе нельзя принудить к чему-либо, заставить быть внимательным и усидчивым. Малыш просто физически не способен на это - все системы его организма находятся на начальных стадиях своего развития и не подчиняются жесткому волевому контролю. Но ребенка можно увлечь, заинтересовать и развить в полной мере его интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал посредством создания игровых ситуаций. Занятия в игровой форме помогут развить у ребенка ловкость, наблюдательность, образное мышление, память.

В дошкольном возрасте овладение новыми знаниями через игру протекает намного успешнее, чем на занятиях. Учитывая эту особенность детской психологии, педагоги используют игры для всестороннего развития малышей.

Основной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра, и задача взрослых - сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребенка. В этом помогут развивающие игры.

      Обучающая задача, предоставленная в игровой форме, обладает преимуществом, т.к. в ситуации игры дошкольнику понятна необходимость приобретения новых способов действия и знаний. Ребенок, увлеченный интересным замыслом игры, не замечает того, что он при этом учится, постоянно сталкиваясь с затруднениями, которые требуют некоторого напряжения сил и перестройки его познавательной деятельности. На занятиях дошкольник выполняет задание взрослого, в то время как в игре решает свои собственные задачи. Игровые приемы на занятиях, где доминирует активность взрослого нельзя считать развивающей игрой. Развивающая игра - это полноценная, специфическая и довольно содержательная для малышей деятельность, обладающая своими побудительными мотивами и способами действий.

      Развивающие игры для детей дошкольного возраста весьма многообразны по своему содержанию, организации и характеру. Но все они направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особенности зрительная), внимание, умение находить закономерности и зависимости, ошибки или недостатки, умение систематизировать и классифицировать материал, воображение и пространственное представление, способность к комбинированию, способность предугадывать результаты своих действий. Развивающие игры для детей дошкольного возраста отличаются тем, что содержат в себе готовую игровую задачу, предлагаемую детям, правила и игровой материал. Все это обусловливается целью игры, т. е. тем, для чего она создана.

    Цель детской игры имеет два аспекта:

1. Воспитательный - это способы сотрудничества, отношение к другим людям и формы общения, которые надлежит привить детям.

2. Познавательный - то чему следует научить дошкольников, какие способы операции с предметами намереваемся им передать.

     Цель развивающей игры - формирование конкретных психических процессов и способностей детей.

В основу развивающих игр положены два принципа обучения - от простого к сложному и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.

Во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

В-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

В-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

В-пятых, играя в эти игры с малышами, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Характерными особенностями игры являются:

- выполнение разнообразных практических действий;

- широкое использование дидактического материала;

- выработка навыков ориентирования на плоскости и в пространстве;

- не только формирование представлений в практической деятельности, но и их широкое использование в быту, игре, труде, то есть разнообразной деятельности.

Использование развивающих игр наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

1. Организация поэтапного применения игр с последовательным усложнением дидактических и развивающих задач.

2. Систематизация и классификация игры по предложенным задачам.

Все игры должны быть подобраны с учетом развития детей. Правила игр должны требовать от них не просто повторения тех или иных действий, а приучать выполнять работу осмысленно.

3. Включение развивающих игр с проблемно-поисковыми задачами и осуществление взаимодействия педагога с ребенком.

       Главное в развивающих играх – последовательность всех этапов развития (принцип от простого к сложному). В каждой игре следует опираться на то, что уже умеют и любят делать дошкольники. Например, детям 3-х лет нравится бегать и прыгать. Используя эти способности можно создавать новые игры, в основе которых будет новая последовательность этих движений, с постепенным усложнением. Важным моментом здесь является новое содержание и осмысление знакомых действий: бегать и прыгать в предлагаемой воображаемой ситуации – по пенькам, по кочкам, убегать от волка или лисицы.

     Основные виды игр.

      Все развивающие и дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

     Игры с предметами.

     В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

     Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

     В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

     Настольно-печатные игры.

     Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

     Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

     Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?": дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

     Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

     Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.

      Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре ("Отгадай кто это?" ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.) Такое задание дается детям в младшей группе.

     В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например,  пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.

     В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

     Словесные игры.

     Словесные игры построены на словах и действиях играющих.В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти развивающие  игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

      Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

    В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?". Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.

      Развивающие игры для детей дошкольного возраста можно также разделить на следующие виды:

  • игры, сближающие детей с взрослыми и друг с другом. Способствуют укреплению взаимоотношений между детьми и взрослыми;
  • игры, формирующие нравственно-волевые качества личности. Способствуют воспитанию у детей самоконтроля, выдержки, способности преодолевать робость, умение соблюдать правила;
  • игры, развивающие направленное слуховое восприятие. Формируют умение прислушиваться к окружающим звукам, воспринимать их и различать, узнавать либо находить на слух источники звука;
  • игры на развитие целенаправленного восприятия цвета. Развивают умение различать и называть цвета, различать тоны цветов путем сравнения образца с разными предметами;
  • игры на развитие восприятия формы. Формируют способность узнавать знакомые предметы по форме на ощупь, различать геометрические фигуры;
  • игры на развитие восприятия качеств величины. Учат различать и сравнивать объекты по величине;
  • игры для развития целенаправленного внимания. Формируют целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания;
  • игры на развитие речи и мышления. Закрепляют уже достигнутый уровень развития мышления и речи, а также развивают эти два процесса в необходимом единстве;
  • игры на развитие памяти (особенно зрительной). Способствуют развитию целенаправленного, осмысленного запоминания и припоминания объектов.

        Развивающие игры подбираются и с учетом возраста дошкольников. Для детей младшего дошкольного возраста это больше подвижные, спортивные игры, на развитие коммуникации, пальчиковые, дидактические. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста преобладают ролевые игры, сюжетные, настольные, деловые, чтение и компьютерные игры.

      Особенность развивающей игры состоит в том, что она является активной и осмысленной для дошкольников деятельностью, в которую они добровольно и с охотой включаются. Новый опыт, полученный в игре, становится личным достоянием, т.к. теперь малыши его с легкостью применяют и в других ситуациях, поэтому необходимость закрепления новых знаний отпадает.

     Развивающие игры для детей дошкольного возраста содержат условия, содействующие гармоничному развитию личности: целостность эмоционального и познавательного начал, внешних и внутренних действий, а также индивидуальной и коллективной активности детей.

Развивающих игр множество. Можно придумать и свои собственные - все зависит от фантазии и творчества взрослого, желаний ребенка.

 

 Список использованных источников

1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2013. – 416 с.

2. Миронова Р.М. Вместе весело играть: Дидактические игры для детей ст. дошк. возраста / Р.М. Миронова. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,  2003. – 124 с.

3. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие  для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.И.Смолер. – Минск: Нац. ин-т  образовагния,  2012. – 104 с.: ил.

4. Столяр А. Давайте поиграем / А.Столяр. – Москва: Просвещение,  1991.

5. Интернет ресурсы

свернуть