Охрана труда

28 апреля - Всемирный день охраны труда

28.04.2023
Тема Всемирного дня охраны труда в 2023 году «Безопасная и здоровая рабочая среда – основополагающий принцип и право в сфере труда».
развернуть

Информационные материалы к Всемирному дню охраны труда «Безопасная и здоровая рабочая среда - основополагающий принцип и право в сфере труда»

В целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах 28 апреля во всем мире отмечается Всемирный день охраны труда. Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют и проводят мероприятия, приуроченные к Всемирному дню.

Тема Всемирного дня охраны труда в 2023 году «Безопасная и здоровая рабочая среда – основополагающий принцип и право в сфере труда».

В июне 2022 года участники Международной конференции труда решили включить вопрос о безопасной и здоровой производственной среде в свод основополагающих принципов и прав в сфере труда. В связи с этим в список основополагающих конвенций были включены Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда (№ 155) и Конвенция 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187).

В результате этого решения все государства, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, принимают на себя обязательство,  добросовестно соблюдать, продвигать и претворять в жизнь принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций.

В Резолюции 2022 года о включении безопасной и здоровой производственной среды в свод основополагающих принципов и прав в сфере труда признается значение диалога и сотрудничества между социальными партнерами. В документе отмечается, что создание «безопасной и здоровой производственной среды требует активного участия правительства, работодателей и работников, распределения прав, обязанностей и ответственности, а также социального диалога и сотрудничества».

Конвенции  155 и  187 устанавливают основные принципы для применения системного подхода в управлении системой охраны труда. В Конвенции  155 содержатся призывы к принятию согласованной национальной политики по охране труда. Она также требует разработки мер на национальном уровне и уровне предприятий для определения ответственности, обязанностей и прав в сфере охраны труда.                Конвенция 187 основана на системном подходе к созданию безопасной и здоровой производственной среды через разработку национальной политики, систем и программ охраны труда с целью совершенствования национальной культуры профилактики в области охраны труда. Системный подход должен быть реализован, учитывая принципы, содержащиеся в соответствующих нормах по вопросам охраны труда.

Конвенция 155 ратифицирована Законом Республики Беларусь от              5 мая 1999 г. и вступила в силу для Республики Беларусь 30 мая 2001 года.

Основные принципы создания «безопасной и здоровой производственной среды», заложенные в Конвенции 155, реализованы в законодательстве Республики Беларусь.

Право на труд, справедливое вознаграждение за него, а также на здоровые и безопасные условия труда относятся к основополагающим правам граждан, гарантированным Конституцией Республики Беларусь.

В целях реализации данных прав в республике сформирована соответствующая законодательная база, регламентирующая права и обязанности, как нанимателей (работодателей), так и работников (работающих). Ее основу образуют Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда», акты Главы государства, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, а также принятые в их развитие нормативные правовые акты и технические правовые акты.

Основные направления государственной политики в области охраны труда определены в статье 5 Закона Республики Беларусь «Об охране труда». К ним относятся:

приоритет сохранения жизни и здоровья работающих;

ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда;

комплексное решение задач по улучшению условий и охраны труда путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;

внедрение систем управления охраной труда;

социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания;

установление единых требований по охране труда для всех работодателей;

использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда;

взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных) органов, профессиональных союзов (далее - профсоюзы), работодателей по вопросам охраны труда;

сотрудничество между работодателями и работающими;

использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.

Установление единых требований по охране труда для всех работодателей

Закон Республики Беларусь «Об охране труда» применяется в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Требования по охране труда, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, технических регламентах Таможенного союза и Евразийского экономического союза, локальных правовых актах обязательны для исполнения работодателями и работающими.

Закон Республики Беларусь «Об охране труда» не статичный документ. Он уже дважды корректировался с учетом совершенствования технологий, появления новых форм взаимоотношений между субъектами хозяйствования, новых форм занятости. Последний раз такая корректировка была в 2019 году.

Ежегодно проходит совершенствование правил и типовых инструкций по охране труда с учетом практики их применения, а также изменения технологических процессов, производственного оборудования, улучшения качества сырья и материалов.

Так в 2022 году:

постановлением Совета Министров Республики Беларусь                      от 4 марта 2022 г. № 205 актуализирован порядок бесплатного обеспечения работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами;

постановлением Минтруда и соцзащиты от  6 июня 2022 г. № 35 актуализирован список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин (Список). Из Списка исключены 93 позиции неактуальных для современного производства видов работ, а также работ, условия труда на которых по результатам аттестаций рабочих мест по условиям труда отнесены к допустимым или оптимальным и которые не представляют опасности для репродуктивного здоровья женщины. С учетом развития технологий в Списке заложена возможность для женщин работать, а для нанимателя соответственно принимать женщин на работы, указанные в Списке, в случае если по итогам принятия мер по улучшению условий труда работающих условия труда на конкретном рабочем месте будут приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов;

постановлением Минтруда и соцзащиты от 23 августа 2022 г. № 50 расширен перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет;

постановлением Минтруда и соцзащиты от 14 июля 2022 г. № 45 внесены изменения в порядок  обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;

с учетом изменившихся производственных процессов и применяемого технологического оборудования изложены в новой редакции правила по охране труда в сельском и рыбном хозяйствах, при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, при работе с химическими веществами, проявляющими опасные свойства, и  при выполнении работ в цирках:

утверждена Типовая инструкция по охране труда при выполнении работ в емкостных сооружениях;

актуализированы типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам бытового обслуживания, торговли и общественного питания, работникам пищевой промышленности.

Для повышения социальной защищенности работников, пострадавших в результате воздействия вредных производственных факторов, совместным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 декабря 2022 г. № 125/92,  внесены  изменения в список профессиональных заболеваний.

Информация и разъяснения по принятым в 2022 году нормативным правовым актам по вопросам охраны труда размещалась на сайте Минтруда и соцзащиты, публиковались в журнале «Охрана труда и социальная защита», доводилась до сведения заинтересованных.

 

Комплексное решение задач по улучшению условий и охраны труда путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники

Комплексное решение задач по обеспечению безопасной и здоровой производственной среды осуществляется путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники.

Основные направления работы в области охраны труда органов государственного управления, нанимателей и профсоюзов определены в  мероприятиях по реализации задачи 4 «Улучшение условий и охраны труда» Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021-2025 годы.

В мероприятиях по реализации задачи 4 «Улучшение условий и охраны труда» Государственной программы Рынок труда и содействие занятости» на 2021-2025 годы предусмотрены различные направления работы по профилактике производственного травматизма, в том числе в наиболее травмоопасных  отраслях и видах деятельности.

В частности, хорошо зарекомендовала себя практика такой формы профилактической работы как комплексное проведение мероприятий в рамках года безопасного труда с участием органов государственного управления, профсоюзов и организаций республики. В 2022 году реализован План мероприятий по проведению в Республике Беларусь акции «Год безопасного труда в лесном хозяйстве и деревообработке», утвержденный Министром лесного хозяйства и Министром труда и социальной защиты. В результате реализации указанного плана по сравнению с 2021 годом общее количество потерпевших от несчастных случаев на производстве в организациях, входящих в систему Министерства лесного хозяйства, уменьшилось на 23,1 процента (с 39 до 30), со смертельным исходом на 60 процентов (с 5 до 2).

В настоящее время реализуется план мероприятий по проведению Года безопасного труда в промышленности.

На совершенствование форм и методов работы по охране труда, профилактике производственного травматизма направлено проведение таких мероприятий, как «Неделя нулевого травматизма». Суть мероприятия заключается в том, что целые районы и города ставят себе задачу и задействуют все средства для того, чтобы в эту неделю у них не было ни одного травмированного на производстве.

В 2021 году три района республики не только в течение «Недель нулевого травматизма», но и в течение всего года добились отсутствия случаев производственного травматизма. В течение 2022 года в семи районах Россонском,  Ветковском,  Кормянском, Чечерском, Свислочском, Крупском, Костюковичском не было ни одного травмированного на производстве.

Определенная роль в работе по профилактике производственного травматизма отводится мобильным группам, созданным местными исполнительными и распорядительными органами для оперативного оказания руководителям и специалистам организаций практической и методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и проведении работ. В течение 2022 года мобильными группами, созданным местными исполнительными и распорядительными органами, проведено 15,6 тысяч обследований организаций различных видов экономической деятельности, в ходе которых нанимателям рекомендовано устранить более 160 тысяч недостатков в обеспечении безопасности работающих.

Безопасность на производстве достигается, в том числе за счет улучшения условий труда. Сокращение количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда является одним из направлений работы по реализации мероприятий задачи 4 «Улучшение условий и охраны труда» Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021-2025 годы.

В организациях республики проводятся работы по модернизации производственного оборудования и средств коллективной защиты, автоматизации производственных процессов, принимаются иные меры по минимизации вредного воздействия производственных факторов на работающих.

В результате принимаемых мер количество работников, занятых на рабочих местах с вредными условиями труда постоянно сокращается. По состоянию на 1 января 2023 года по сравнению с 1 января 2022 года списочная численность работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, уменьшилось с 748,2 тысяч до 739,3 тысяч работников.

В целях обеспечения на должном уровне контроля за фактическим состоянием условий труда в организациях и обоснованностью предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, законодательством обеспечено ведение банка данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда посредством АИС «Мониторинг условий труда на производстве».  В настоящее время  в банк данных загружено 91 652 документов по аттестации рабочих мест по условиям труда организаций республики.

 

Внедрение систем управления охраной труда

Учитывая, что работа по охране труда, профилактике производственного травматизма дает результат, когда проводится на системной основе, одним из показателей оценки эффективности реализации мероприятий является внедрение в организациях систем управления охраной труда (далее – СУОТ).

Министерством труда и социальной защиты в целях оказания методической помощи нанимателям в разработке СУОТ утверждены Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации (приказом Министерства от 30 декабря 2019 г. № 108). В Рекомендациях заложены подходы к организации профилактики производственного травматизма, объединяющие три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства, предусмотренные в Концепции «Нулевой травматизм» (Vision Zero), включающие семь «золотых правил».

Кроме того, в настоящее время в республике СУОТ могут разрабатываться и внедряться на основе межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», СТБ ISO 45001-2020 «Системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности. Требования и руководство по применению» и иных документов. 

В 2022 году системы управления охраной труда действовали в 91 процентах организаций с численностью более 16 человек.

 Информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда

Важная роль в вопросах профилактики производственного травматизма отводится информационному обеспечению вопросов охраны труда. На сайтах всех органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов имеются разделы «Охрана труда». Вопросы охраны труда постоянно освещаются в средствах массовой информации. На каналах телевидения размещается социальная реклама.

 Департаментом государственной инспекции труда обеспечено регулярное информирование работодателей о характерных нарушениях, допускаемых при организации и проведении конкретных видов работ с повышенной опасностью, а также о мерах, которые необходимо принять для их устранения. Кроме того, в организации направляются информационные письма, подготовленные специалистами по охране труда исполкомов на основе анализа ситуации в регионе.

 С целью формирования у подрастающего поколения понимания значимости безопасности труда, привлечения внимания общественности к проблемам производственного травматизма и его профилактике в учреждениях образования проводятся смотры-конкурсы детского рисунка «Мое будущее – безопасность труда моих родителей». В 2022 году лучшие рисунки приняли участие в Международном конкурсе детского рисунка «Охрана труда глазами детей», организованного Национальной ассоциацией центров охраны труда совместно с Общественным советом при Министерстве труда и социальной защите Российской Федерации. В число победителей в различных номинациях вошли 127 рисунков детей из Республики Беларусь.

В работе по охране труда многое зависит от квалификации специалистов, которые непосредственно занимаются организацией этой работы на предприятиях. Для укомплектования организаций квалифицированными специалистами по охране труда с 2004 года организована переподготовка специалистов организаций на базе высшего образования по второй специальности «Охрана труда». Переподготовку специалистов по охране труда осуществляют 16 учреждений образования. Начиная с 2004 года такую переподготовку прошли 2,8 тысяч человек, в том числе в 2022 году - 184 человека, продолжают обучение 324 человека. 

Организации с малой численностью для организации работы по охране труда могут воспользоваться услугами 149 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных Министерством труда и социальной защиты на осуществление функций специалиста по охране труда.

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства об охране труда организована работа по повышению уровня квалификации руководителей и специалистов организаций в области законодательства об охране труда. Специалисты по охране труда в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2022 № 74 «О вопросах организации образовательного процесса» обязаны проходить такое повышение квалификации не реже одного раза в три года. За 2022 год квалификацию по вопросам охраны труда повысили 36,6 тысяч работников.

Органами государственного управления организована проверка знаний у более 47 тысяч руководителей, должностных лиц организаций, членов комиссий для проверки знаний работников по вопросам охраны труда.

 

Социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания

 

Основной целью организации работы по охране труда является сохранение жизни и здоровья работников. Динамика достигнутых результатов по обеспечению безопасного труда позволяет говорить о том, что созданная в республике система работы по охране труда в целом является эффективной.

За последние 20 лет производственный травматизм в республике сократился в 3 раза, а смертельный практически в 2 раза.

В прошлом году удалось сохранить тенденцию к снижению общего уровня производственного травматизма. По сравнению с 2021 годом количество травмированных на производстве уменьшилось на 5 процентов (с 1886 до 1781 человека),  число погибших на производстве осталось на уровне 2021 года и составило 132 человека.

Влияние вредных производственных факторов на здоровье занятых на них работников повлекло в 2022 году по данным Минздрава 37 случаев впервые установленных профессиональных заболеваний.

Вследствие несчастных случаев на производстве в 2022 году инвалидами признано 89 человек, 252 – установлен процент утраты трудоспособности без установления инвалидности. Кроме того, по данным Белстата в 2022 году в результате несчастных случаев на производстве потеряно 72,1 тыс. человеко-дней.

В целях социальной защиты работающих, получивших повреждение здоровья при выполнении порученной работы, в Республике Беларусь действует система обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В настоящее время порядок и условия проведения указанного вида страхования регулируются Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (глава 16 «Порядок и условия осуществления обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»), рядом постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Страхование обеспечивает финансовую защиту имущественных интересов застрахованных и иных физических лиц, связанных с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, компенсируя существенные материальные потери граждан в случае причинения их жизни или здоровью вреда, связанного с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

В 2022 году выплаты БРУСП «Белгосстрах» по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили свыше 160 млн. рублей.

В целях экономического стимулирования нанимателей к обеспечению здоровых и безопасных условий труда законодательством  предусмотрена система скидок и надбавок к страховому тарифу по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организациям устанавливается скидка к страховому тарифу. Если выплаты потерпевшим превысят размер уплачиваемых взносов, БРУСП «Белгосстрах» установит надбавку к страховому тарифу.

Кроме того, в соответствии с рекомендациями Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов  в коллективные договоры многих организаций включаются нормы о выплате семье погибшего на производстве до 10 средних годовых заработных плат, а работнику, который получил травму на производстве – выплату среднего заработка за каждый процент потери трудоспособности. Только в связи со смертельными случаями организациями выплачено более 3 млн. рублей.

Таким образом, создание здоровой и безопасной производственной среды для работающих являются не только моральным и юридическим обязательством государства и нанимателей, но и оправдывает себя экономически.

 

Взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных) органов, профессиональных союзов, работодателей по вопросам охраны труда

Для устранения многих причин травмирования не требуется материальных или финансовых затрат. Достаточно, чтобы каждый на своем месте добросовестно исполнял свои обязанности, т.е. речь идет об обеспечении трудовой и производственной дисциплины на каждом рабочем месте. Именно на это должны быть направлены в первую очередь совместные усилия нанимателей, профсоюзов и других заинтересованных.

Неслучайно в Генеральном соглашении между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов  вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда посвящена отдельная глава

В целях принятия совместных действий для обеспечения безопасных и здоровых условий труда на производстве Стороны договорились:

осуществлять сотрудничество по вопросам совершенствования нормативной правовой базы в области охраны труда;

содействовать реализации в организациях профилактических мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, обеспечению работников средствами индивидуальной защиты;

способствовать внедрению и совершенствованию созданных в организациях систем управления охраной труда, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

обеспечивать в рамках компетенции финансирование мероприятий по охране труда;

совершенствовать систему аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе развивать автоматизированные системы учета и анализа данных по вопросам условий и охраны труда;

осуществлять взаимодействие органов государственного надзора и общественного контроля по вопросам охраны труда;

учитывать положительный международный опыт в области охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Стороны договорились считать дату подписания Соглашения стартом кампании в поддержку Концепции «нулевого травматизма» в Республике Беларусь и обязались способствовать применению в организациях принципов этой Концепции, в том числе приняли на себя обязательства использовать имеющиеся у них возможности для информационного обеспечения кампании в поддержку Концепции «нулевого травматизма».

Традиционно в нашей стране важная роль в решении вопросов охраны труда отведена профсоюзам.

Непосредственно в организациях работает большая армия общественных инспекторов по охране труда профсоюзов, которая призвана помочь нанимателю в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда.

Для укрепления взаимодействия  по вопросам создания здоровых и безопасных условий труда и профилактики производственного травматизма в сентябре 2019 года подписано Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Федерацией профсоюзов Беларуси о сотрудничестве по вопросам создания безопасных и здоровых условий труда и профилактики производственного травматизма.

 

Результаты работы по обеспечению безопасной и здоровой производственной среды говорят о том, что созданная в Республике Беларусь система работы по охране труда в целом является эффективной. Мы последовательно продвигаемся к достижению одного из важных компонентов достойного труда – обеспечению безопасных и здоровых условий на рабочем месте.

В то же время современное развитие требует новых идей и новых концепций. Необходимо совершенствовать существующие подходы, переходить от традиционного реагирования на уже случившееся происшествие, сделав гораздо больший акцент на профилактику. В этой связи, в последние годы в республике политика в области охраны труда направлена на внедрение новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма.

Обеспечение охраны труда – это повседневная работа, и только при наличии глубокого внутреннего убеждения руководителя организации, иных должностных лиц, работников в том, что это важный элемент культуры управления, который обязательно принесет свои дивиденды, можно вывести работу по охране труда на новый качественный уровень.

свернуть

Неделя нулевого травматизма

«Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.

В целях развития культуры безопасности и гигиены труда, в соответствии с концепцией «Vision Zero», МАСО разработала практический инструмент управления, соблюдение которого может позволить снизить производственный травматизм до минимума.

Данная концепция может быть адаптирована к конкретным мерам профилактики, имеющим приоритетное значение, и имеет возможность применяться на любом месте работы, на любом предприятии и в любой отрасли во всех регионах мира.

Каждое «золотое правило» включает краткий обзор с последующим изложением ряда принципов и простым перечнем контрольных вопросов. Вы сможете быстро оценить, какие из семи «золотых правил» уже выполняются на вашем предприятии, что можно усовершенствовать и следует ли предпринять какие-либо корректирующие действия.

свернуть

Сусветны дзень аховы працы

Всемирный день охраны труда: рекомендуемые формы проведения в организации:


1. День (дни) охраны труда рекомендуется проводить специально созданной комиссией, возглавляемой руководителем организации или лицом, назначенным им.

В состав комиссии целесообразно включить главных специалистов организации, руководителей служб и подразделений, работников службы охраны труда, представителей профсоюзной организации, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда представительного органа работников организации, членов совместного комитета (комиссии) по охране труда, представителей органов государственного надзора и контроля.

2. В ходе проведения дня (дней) охраны труда рекомендуется:

обследовать состояние условий и охраны труда в подразделениях организации;
провести лекции, семинары, совещания по вопросам и проблемам в области охраны труда;
провести конкурсы в области охраны труда (на лучшего уполномоченного по охране труда, на лучшее оформление уголка по охране труда, лучшее знание инструкций по охране труда, лучший плакат по охране труда и др.);
 подвести итоги проводимых конкурсов и организовать поощрение лучших специалистов, руководителей структурных подразделений, добившихся высоких показателей по охране труда;
провести заседание комиссии по подведению итогов дня (дней) охраны труда и выработке решений по результатам обследований и другим актуальным вопросам в области охраны труда.
3. При проведении обследований состояния условий и охраны труда на рабочих местах комиссии рекомендуется проверить:

организацию и качество проведения обучения и инструктажей работников по охране и безопасности труда;
наличие инструкций по охране труда, инструкций по эксплуатации оборудования, правил по охране труда и других нормативных документов;
обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, ремонта, замены;
обеспечение работников санитарно — бытовыми помещениями и устройствами, их содержание;
соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования требованиям   нормативно — технической документации по охране труда,
организацию проведения работ с повышенной опасностью и соблюдение мер безопасности при их выполнении;
наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;
эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции,
выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования;
 состояние стендов, уголков по охране труда;
подготовленность работников участков, цехов к работе в аварийных условиях;
соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;
наличие и состав аптечек;
другие направления деятельности по охране труда в организации.
4. В повестку заседания комиссии по охране труда рекомендуется включить вопросы, связанные с соблюдением нормативных требований охраны труда в организации и направленные на оздоровление работников и улучшение условий труда:

результаты проведенного обследования состояния условий и охраны труда;
подведение итогов работы организации в области охраны труда;
ход проведения специальной оценки условий труда и выполнения планов мероприятий, разработанных по её результатам;
состояние выполнения процедуры оценки профессиональных рисков и выполнения мероприятий по снижению уровней профессионального риска;
ход выполнения мероприятий по улучшению охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда;
состояние организации обучения по охране труда в организации, внедрение новых форм обучения и проверки знаний, обучение руководителей и специалистов;
высвобождение женщин и лиц в возрасте до 18 лет, занятых на тяжелых работах и (или) работах с вредными и опасными условиями труда;
организация надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организации;
выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев, а также мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля, приказов руководителя организации, решений профсоюзной организации по вопросам охраны труда и другие вопросы в области охраны труда.
5. Провести семинары, собрания, совещания, круглые столы в рамках дня (дней) охраны труда рекомендуется по темам:

анализ состояния и причин производственного травматизма и случаев профзаболеваний за период времени, прошедший с предыдущего дня охраны труда;
рассмотрение результатов комплексного обследования подразделений организации, а также результатов трехступенчатого административно — общественного контроля по охране труда;
рассмотрение представлений общественных организаций, профессиональных союзов об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
о новых достижениях в области организации труда и производства, улучшения условий труда и охраны труда, новых средствах коллективной и индивидуальной защиты, об опыте работы других организаций по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и другим вопросам в области охраны труда.
6. Организовать проведение обучающих семинаров по вопросам охраны труда, с учетом изменений в Трудовой кодекс РФ, вступивших в силу с 01.03.2022.

7. Рассмотреть вопросы о присоединении к концепции «Vision Zero» или «Нулевой травматизм».

8. На заседании комиссии заслушать руководителей подразделений организации, в которых имели место грубые нарушения правил и норм охраны труда или произошли несчастные случаи, аварийные и предаварийные ситуации, а также работники организации, допустившие грубые нарушения требований безопасности труда, трудовой и производственной дисциплины.

9. Подвести итоги проведения мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда. Результаты проведения дня (дней) охраны труда довести до сведения работников организации посредством освещения их в средствах информации организации.

10. Проведение профилактических бесед с работниками по вопросам электробезопасности, оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

11. Проведение анкетирования среди работников по вопросам охраны труда.

12. Просмотр с работниками видеороликов по охране труда.

свернуть

Концепция нулевого травматизма

КОНЦЕПЦИЯ "НУЛЕВОЙ ТРАВМАТИЗМ" В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

(Глава 24 Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации (утв. Приказом Министерства труда и социальной  защиты  Республики Беларусь 30.12.2019 № 108).

Концепция "Нулевой травматизм" (Vision Zero) разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и представлена в г. Сингапуре 4 сентября 2017 г. на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.
Концепция "Нулевой травматизм" (Vision Zero) содержит практический инструмент управления. Таким инструментом является Руководство по реализации Концепции Vision Zero, включающее семь "золотых правил", реализация которых будет способствовать нанимателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Правило N 1 "Стать лидером - показать приверженность принципам" (далее - Правило N 1).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по обеспечению охраны труда работников, в том числе по:

обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

принятию локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

пропаганде и внедрению передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничеству с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда.

Реализация Правила N 1 достигается путем:

личного участия нанимателя в проведении Дней охраны труда;

включения вопросов состояния условий и охраны труда в повестки совещаний, проводимых с руководителем организации с заслушиванием руководителей структурных подразделений о состоянии охраны труда в структурных подразделениях организации.

Правило N 2 "Выявлять угрозы - контролировать риски" (далее - Правило N 2).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по:

осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками;

осуществлению контроля за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов.

Реализация Правила N 2 достигается путем:

создания службы охраны труда, введения в штат должности специалиста по охране труда или возложения соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное должностное лицо либо привлечения юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда;

назначения должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ;

проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров работающих, занятых на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медицинских осмотров работающих при ухудшении состояния их здоровья, освидетельствований;

организации расследования несчастных случаев на производстве;

осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда.

Правило N 3 "Определять цели - разрабатывать программы" (далее - Правило N 3).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по:

обеспечению безопасности при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контролю за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты;

применению мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения.

Реализация Правила N 3 достигается путем:

разработки планов мероприятий по охране труда; по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

выделения в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Правило N 4 "Создать систему безопасности и гигиены труда - достичь высокого уровня организации" (далее - Правило N 4).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Реализация Правила N 4 достигается путем:

внедрения систем управления охраной труда;

обеспечения наличия нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов по вопросам условий и охраны труда, сфера действия которых распространяется на организацию, и локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;

выполнения требований (предписаний) контролирующих (надзорных органов) в установленные сроки;

систематического информирования работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья.

Правило N 5 "Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах при работе со станками и оборудованием" (далее - Правило N 5).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по:

обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

обеспечению режима труда и отдыха работников, установленного законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

принятию локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;

обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

организации в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения медицинского обслуживания работников.

Реализация Правила N 5 достигается путем:

обеспечения работников специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами;

проведения испытаний и проверок исправности средств индивидуальной защиты;

нанесения на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;

механизации и автоматизации технологических процессов;

обеспечения безопасности при эксплуатации территории, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ.

Правило N 6 "Повышать квалификацию - развивать профессиональные навыки" (далее - Правило N 6).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по осуществлению обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда.

Статьей 25 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" установлено, что государство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в учреждениях образования. Обучение по вопросам охраны труда проводится при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на обучающих курсах. Наниматель оказывает содействие в обучении по вопросам охраны труда общественных инспекторов по охране труда профсоюзов, уполномоченных лиц по охране труда работников организации.

Реализация Правила N 6 достигается путем:

проведения инструктажей по вопросам охраны труда (вводного, первичного инструктажей на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого);

обучения по вопросам охраны труда работающих при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на курсах дополнительного образования взрослых.

Правило N 7 "Инвестировать в кадры - мотивировать посредством участия" (далее - Правило N 7).

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" работник имеет право на личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания.

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" работающий обязан:

соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;

оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.

Реализация Правила N 7 достигается путем:

проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда среди структурных подразделений, других смотров-конкурсов, направленных на пропаганду безопасных условий труда;

морального и материального поощрения работников за обеспечение охраны труда.

свернуть

Нормативно-правовая база по ОТ

Нормативные правовые документы

  1. ПОЛОЖЕНИЕ об общественном инспекторе по охране труда
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 года №30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  3. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 августа 2015 г. № 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  4. Алгоритм расследования несчастных случаев на производстве
  5. Информационное письмо о возможных последствиях нарушения требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины для работника
  6. Закон Республики Беларусь 23.06.2008 г. №356-З «Об охране труда»
  7. Закон Республики Беларусь 22.04.1992 г. № 1605- XII «О профессиональных союзах»
  8. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.09.2013 г. № 98 «Об утверждении типового положения о службе охраны труда организации»
  9. Постановление Министерства труда Республики Беларусь 08.11.1999 г. № 144 «Об утверждении типового положения о кабинете охраны труда»
  10. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 03.06.2003 г. № 70 «Об утверждении Межотраслевых общих правил по охране труда»
  11. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2013 г. № 114 «Об утверждении Типового положения о комиссии по охране труда»
  12. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 02.01.2012 г. № 1 «Об утверждении Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих»
  13. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 02.01.2012 г. № 2 «О внесении изменений и дополнений в Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих»
  14. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 29.07.2019 г. № 74 «О проведении обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих»

Планирование

  1. Постановление Министерства труда  Республики Беларусь 28.11.2013 г. № 111 «Об утверждении Инструкции о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда» (в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 30.04.2020 №43)
  2. Рекомендации по улучшению условий и охраны труда в организациях на основе коллективных договорных отношений

Безопасность образовательного процесса

  1. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 19.07.2011 г. № 89 «Об утверждении Положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования»
  2. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24.12.2013 г. № 130 «Об утверждении Типовой инструкции по охране труда при работе с персональными электронными вычислительными машинами»
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 04.12.2014 г. № 80 «Об установлении перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки, и определении порядка их комплектации»
  4. Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь
  5. Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.10.2010 г. № 144
  6. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 27.06.2013 № 67
  7. Об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом

Обучение, инструктажи

  1. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.12.2008 г. № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда»(в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 29.05.2020 №55)
  2. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2008 г. № 175 «Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» (в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 29.05.2020 №54)
  3. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2008 г. №176 «О порядке разработки и принятия локальных правовых актов по охране труда»(в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 30.04.2020 №44)

Аттестация

  1. Примерный перечень лабораторий, аккредитованных на исследования уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда»
  3. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 22.02.2008 г. № 35 «Об утверждении Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда»(в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 10.01.2020 №3)
  4. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.12.2008 г. № 209 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты»
  5. Приказ Министерства образования Республики Беларусь 24.11.1999 г. № 696 «Об утверждении отраслевых норм выдачи средств индивидуальной защиты рабочим и служащим учебных заведений, учреждений,..»
  6. Постановление Министерства труда Республики Беларусь 15.10.2010 г. № 145 «Об установлении перечня средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, и о признании утратившим силу постановления Министерства труда Республики Беларусь от 19 апреля 2000 г. № 65»
  7. Постановление Министерства труда Республики Беларусь 28.07.2009 г. № 93 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым в организациях образования»
  8. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.12.2008 г. № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами»
  9. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 15.10.2010 г. № 143 «О признании утратившими силу постановлений Министерства труда Республики Беларусь от 8 декабря 1997 г. № 111 и от 18 декабря 1997 г. № 116»
  10. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 13.10.2010 г. № 133 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную»
  11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 13.10.2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную»
  12. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 27.06.2013 г. № 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»
  13. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 15.10.2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет»

Несчастные случаи

  1. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 07.08.2003 г. № 58 «Об утверждении Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками»
  2. Постановление Президиума Совета  Федерации профсоюзов Беларуси 24.04. 2014  № 96

Контроль

  1. Указ Президента Республики Беларусь 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»
  2. ПОЛОЖЕНИЕ о технической инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси (постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 25.08.2010 № 180)
  3. ПОРЯДОК осуществления общественного контроля руководителями и представителями Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур (постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 25.08.2010 № 180)
  4. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 15.05.2020 № 51 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях»
свернуть

Положение об общественной комиссии по охране труда

ПОЛОЖЕНИЕ

об общественной комиссии

по охране труда

Глава 1. Общие положения
1.Настоящее Положение об общественной комиссии по охране труда (далее – Положение) разработано в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»*, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах», Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда», иными актами законодательства, регулирующими трудовые и связанные с ними отношения, а также в соответствии с Уставом Федерации профсоюзов и регламентирует деятельность общественных комиссий по охране труда членских организаций ФПБ, их организационных структур и организационных структур ФПБ.
2.Общественная комиссия по охране труда (далее – комиссия) создается в целях повышения эффективности и координации деятельности общественных инспекторов по охране труда по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда (далее – законодательство об охране труда), подготовки предложений профсоюзному органу по улучшению условий труда, предупреждению нарушений требований законодательства об охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
3.Комиссия может создаваться в членских организациях ФПБ, их организационных структурах и организационных структурах ФПБ на срок полномочий профсоюзного органа из общественных инспекторов по охране труда. Количественный состав комиссии определяется в зависимости от численности работающих, объема работы, специфики производства и утверждается профсоюзным органом.
4.Возглавляет комиссию председатель, который избирается на заседании комиссии открытым голосованием по представлению профсоюзного органа и обладает полномочиями общественного инспектора по охране труда.
Глава 2. Содержание работы общественной комиссии по охране труда
5.Для выполнения стоящих задач комиссия:
5.1. регулярно осматривает состояние рабочих мест, проходов, проездов, зданий, территорий, других мест работы, а также соответствие эксплуатируемого оборудования, грузоподъемных и транспортных средств, технологических процессов требованиям охраны труда;
5.2. контролирует:
выполнение требований Директивы Президента Республики Беларусь «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» от 11 марта 2004 г. № 1;
организацию и качественное проведение периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
правильность и безопасность хранения, транспортировки и применения вредных, ядовитых, пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, источников радиоактивных излучений;
состояние санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурно-влажностный режим, запыленность и загазованность воздушной среды, освещенность и др.), выполнение мероприятий по результатам аттестации, обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями, устройствами и их содержание;
соответствие требованиям законодательства об охране труда вновь вводимых и реконструированных объектов производственного и бытового назначения;
своевременность обеспечения работающих качественными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организацию соответствующего ухода за ними (ремонт, чистка, стирка, обеспыливание и др.), своевременность выдачи мыла и других обезвреживающих средств;
соблюдение законодательства по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда женщин и молодежи, предоставления лечебно-профилактического питания, молока, организацию водно-питьевого режима, а также своевременность и правильность выплат в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работающих, доплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
своевременность и качество проведения инструктажей по охране труда и обучения работающих безопасным методам труда, наличие у работающих соответствующих удостоверений, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью;
5.3. проводит работу по повышению личной ответственности работающих за соблюдение ими требований, правил и инструкций по охране труда;
5.4.вносит предложения контролируемому субъекту о моральном и материальном стимулировании работающих за предотвращение несчастных случаев и иных инцидентов (аварий, пожаров, нештатной работы оборудования и т.п.);
5.5.анализирует причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, контролирует выполнение мероприятий по их устранению, а также выполнение выявленных нарушений контролирующими (надзорными) органами, службой охраны труда, представлений и рекомендаций технических инспекторов труда, рекомендаций общественных инспекторов по охране труда;
5.6.заслушивает на заседаниях выборных профсоюзных органов или на своих заседаниях предоставленные контролируемыми субъектами информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля, осуществляет контроль за выполнением принятых решений;
5.7.контролирует расходование средств, предусмотренных на охрану труда, правильность проведения аттестации рабочих мест;
5.8.рассматривает проекты локальных нормативных правовых актов, заявления и жалобы членов профсоюза и при необходимости вносит соответствующие предложения профсоюзным органам;
5.9.участвует в разработке коллективного договора, иных мероприятий, касающихся условий, охраны труда, осуществляет контроль за работой кабинета по охране труда, оформлением стендов и уголков по охране труда;
5.10.принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подготавливает необходимые материалы по вопросам законодательства об охране труда для рассмотрения на заседаниях профсоюзных органов;
5.11.организует и координирует работу общественных инспекторов по охране труда в осуществлении ими общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Глава 3. Права членов общественной комиссии по охране труда
6.Для выполнения возложенных обязанностей члены комиссии имеют право:
6.1.осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда, а также выполнением контролируемыми субъектами, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения);
6.2.посещать места работы в целях проведения их обследования, а также через профсоюзный комитет запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц контролируемого субъекта, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;
6.3.принимать участие в:
работе комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты;
работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда;
проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и получать информацию о ее результатах;
разработке и реализации мероприятий по внедрению и совершенствованию системы управления охраной труда, проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
подготовке и проведении мероприятий по охране труда (общественные смотры, конкурсы, дни охраны труда и др.), изучении и обобщении передового опыта по охране труда;
6.4.контролировать наличие и правильность ведения паспортов санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
6.5.заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов информацию, касающуюся общественного контроля, о работе по улучшению условий и охране труда, выполнении рекомендаций общественных инспекторов, комиссий по охране труда, выполнении коллективных договоров (соглашений) и в необходимых случаях обращаться в вышестоящие организации для принятия действенных мер по созданию здоровых и безопасных условий труда;
6.6.рекомендовать контролируемому субъекту:
немедленное устранение нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью – приостановление работ до устранения нарушений;
путем выдачи рекомендации отстранение от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;
проведение внепланового инструктажа по охране труда и внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда работников организаций при выявлении нарушений требований по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;
6.7.выдавать должностным лицам контролируемого субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений законодательства об охране труда, коллективного договора (соглашения) согласно форме утвержденной постановлением Президиума Совета ФПБ;
6.8.осуществлять контроль за наличием и состоянием средств пропаганды охраны труда на производстве, работой кабинетов охраны труда, оформлением стендов и уголков по охране труда;

6.9.вносить предложение в профсоюзный орган о моральном и материальном поощрении членов профсоюза за активное участие в создании здоровых и безопасных условий труда на производстве;
6.10.выполнять другие действия, предусмотренные законодательством об охране труда, коллективными договорами (соглашениями).

Глава 4. Порядок работы общественной комиссии по охране труда
7.В своей работе комиссия руководствуется действующим законодательством об охране труда, уставом (положением) профсоюза (объединения профсоюзов), коллективным договором (соглашением), решениями профсоюзных органов, настоящим Положением.

8.Комиссия работает под руководством профсоюзного органа по утвержденному им плану работы и отчитывается перед ним о проделанной работе.
9.Заседания комиссии проводятся по мере необходимости и оформляются протоколом. Решения комиссии принимаются простым голосованием при участии в нем более половины ее членов.
10.В целях повышения эффективности работы комиссии возможно распределение обязанностей между ее членами, создание групп по отдельным направлениям деятельности и объектам контроля.
11.Свою работу комиссия осуществляет во взаимодействии с другими комиссиями профсоюзного органа, контролирующими (надзорными) органами и технической инспекцией труда.
12.При проведении контроля на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, контролируемый субъект на время проведения контроля обеспечивает членов комиссии необходимыми специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Глава 5. Заключение
13.Коллективный договор, соглашение могут предусматривать для членов комиссии создание дополнительных условий для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда (предоставление транспорта для посещения отдаленных мест работы, выполнение этих функций в рабочее время с сохранением заработной платы, оказание помощи в повышении квалификации по вопросам охраны труда и др.).
14.Профсоюзная организация:
14.1.организует обучение членов комиссии, информирует их по вопросам, относящимся к предмету контроля, обеспечивает необходимыми нормативными документами;
14.2.содействует реализации предложений комиссии и ее членов;
14.3.морально и материально поощряет членов комиссии за активную и добросовестную работу.
15.За воспрепятствование работе комиссии или ее членам в осуществлении общественного контроля уполномоченные должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
16.Членские организации ФПБ с учетом специфики отрасли и деятельности профсоюза могут разрабатывать по согласованию с Федерацией профсоюзов Беларуси положения об общественной комиссии по охране труда профсоюза на основании настоящего Положения.

 


* В тексте настоящего Положения сохранена терминология Указа Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».

свернуть

Инструктажи по охране труда

Инструктажи по охране труда, особенности и порядок их проведения

Регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализация установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда осуществляются в соответствии с нормами Закона от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон № 356-З). Обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда предусмотрены ст. 226 ТК.

Порядок проведения инструктажей по охране труда установлен в Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 175, в редакции от 24.12.2013 № 131 (далее – Инструкция № 175). Согласно п. 3 Инструкции № 175 работодатели обязаны осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда в соответствии со ст. 17 Закона № 356-З.

По характеру и времени проведения инструктажи по охране труда подразделяются на:

  1. вводный (цель проведения вводного инструктажа – ознакомить работника со спецификой работы организации и общими требованиями по охране труда);
  2. первичный на рабочем месте;
  3. повторный;
  4. внеплановый;
  5. целевой.

Рассмотрим каждый из видов инструктажа. Предварительно подробно отметим, что по окончании каждого из видов инструктажа лицо, его проводившее, проводит проверку знаний путем устного опроса или с помощью технических средств обучения, а также проверку приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы.

Вводный инструктаж по охране труда

Вводный инструктаж по охране труда проводится:

  1. со всеми работниками при приеме их на постоянную или временную работу в организацию;
  2. с работниками других организаций, в т.ч. командированными, при участии их в производственном процессе или выполнении работ на территории организации;
  3. с учащимися, проходящими производственную практику.

Программа вводного инструктажа (инструкция) разрабатывается с учетом специфики деятельности организации на основании типового перечня вопросов, установленного Инструкцией № 175, и утверждается руководителем организации.

Кто проводит:

  1. инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности;
  2. в микроорганизациях (зарегистрированных в Республике Беларусь коммерческих организациях со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно) может проводить руководитель организации;
  3. руководитель структурного подразделения – при территориальной удаленности структурного подразделения и возложении на его руководителя обязанности по проведению вводного инструктажа руководителем организации;
  4. при наличии в организации пожарной, газоспасательной и медицинской служб вводный инструктаж по соответствующим разделам программы может быть дополнен инструктажем, проводимым работниками указанных служб.

Где фиксируется:

  1. в общем случае – в журнале регистрации вводного инструктажа
  2. по охране труда по форме, приведенной в приложении 1 к настоящей статье;в микроорганизациях допускается регистрация в журнале регистрации инструктажа по охране труда по форме, приведенной в приложении 2 к настоящей статье;
  3. в структурных подразделениях – в журнале регистрации вводного инструктажа по месту его проведения.

Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда нумеруется, прошнуровывается, скрепляется печатью и заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им лица.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте

Когда проводится (до начала работы с работниками):

  1. принятыми на работу;
  2. переведенными из одного подразделения в другое или с одного объекта на другой;
  3. участвующими в производственном процессе, привлеченными к работам (оказанию услуг) в организации или выполняющими работы (оказывающими услуги) по заданию организации (по заключенному с организацией договору);
  4. других организаций, в т.ч. командированными, – при участии их в производственном процессе или выполнении работ на территории организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Допускается проводить его с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места.

Программа первичного инструктажа на рабочем месте составляется с учетом особенностей производства (выполняемых работ, оказываемых услуг) и требований нормативных правовых актов по охране труда или по инструкциям по охране труда для профессий и (или) видов работ (услуг) и утверждается руководителем организации.

Кто проводит:

  1. инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности;
  2. в микроорганизациях может проводить руководитель организации;
  3. руководитель структурного подразделения – при территориальной удаленности структурного подразделения и возложении на его руководителя обязанности по проведению вводного инструктажа руководителем организации;
  4. руководитель работ при участии руководителя или специалиста организации, на территории которой проводятся работы, – с работниками других организаций, выполняющими работы на территории организации.

Где фиксируется: в журнале регистрации инструктажа по охране труда по форме, приведенной в приложении 2, или личной карточке по охране труда (в случае ее применения) по форме, приведенной в приложении 3 к настоящей статье. Здесь указываются наименования программ первичного инструктажа на рабочем месте или номера инструкций по охране труда, по которым проведен инструктаж.

Повторный инструктаж по охране труда

Когда и с кем проводится: с работниками, не реже одного раза в 6 месяцев.

Программа повторного инструктажа: инструктаж проводится по программе первичного инструктажа на рабочем месте или по инструкциям по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг). Сокращение объема повторного инструктажа не предусмотрено.

Где фиксируется: в журнале регистрации инструктажа по охране труда или личной карточке по охране труда (в случае ее применения). Проведение повторного инструктажа подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж.

Первичный инструктаж на рабочем месте и повторный инструктаж могут не проводиться с лицами, которые не заняты на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью). Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа, составляется службой охраны труда с участием профсоюза и утверждается руководителем организации.

Внеплановый инструктаж по охране труда

Когда и с кем проводится:

  1. при принятии новых нормативных правовых актов, в т.ч. технических и локальных, содержащих требования по охране труда, или внесении изменений и дополнений к ним;
  2. при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
  3. при нарушении работающими нормативных правовых актов, в т.ч. технических и локальных, содержащих требования по охране труда, которое привело или могло привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;
  4. при перерывах в работе по профессии (в должности) более 6 месяцев;
  5. при поступлении информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях;
  6. по требованию представителей органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), вышестоящих государственных органов или государственных организаций, должностного лица организации, на которого возложены обязанности по организации охраны труда, при нарушении нормативных правовых актов, в т.ч. технических и локальных, по охране труда.

Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц, работающих по одной профессии (должности), выполняющих один вид работ (услуг).

Программа инструктажа, его объем и содержание определяются в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Где фиксируется: в журнале регистрации инструктажа по охране труда или личной карточке по охране труда (в случае ее применения). Проведение внепланового инструктажа подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж, с указанием причины его проведения.

Целевой инструктаж по охране труда

 Когда и с кем проводится:

  1. при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории и др.);при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
  2. при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск;
  3. при проведении экскурсий в организации.

Кто проводит: непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и другие должностные лица).

Где фиксируется:

  1. в журнале регистрации инструктажа по охране труда или личной карточке по охране труда (в случае ее применения). Здесь проведение целевого инструктажа подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж;
  2. допускается регистрация целевого инструктажа в отдельном журнале, пронумерованном, прошнурованном, скрепленном печатью и заверенном подписью руководителя организации или структурного подразделения;
  3. целевой инструктаж с работающими, проводящими работы по наряду-допуску, – в наряде-допуске.
свернуть