Мая Радзiма - Беларусь

Маршрут выходного дня "По местам боевой славы"

Маршрут выходного дня

"По местам боевой славы"

 

«Никто не забыт, и ничто не забыто»…

Это выражение у многих ассоциируется с трагическими событиями, произошедшими в середине прошлого века в мире и в частности в Беларуси. Практически нет семей, которые не затронуты эхом Второй мировой войны даже сейчас. И существуют мемориальные комплексы Беларуси, памятники и памятные места, где живет память о героизме солдат, сохранивших мирное небо над головой для потомков ценой собственных жизней: Брестская крепость, Линия Сталина, Хатынь, Курган Славы — VETLIVA, это те места  боевой славы, где даже у стойких духом на глаза наворачиваются слезы…

Самое ценное, что у Вас есть – это Ваш ребенок, а самое ценное в Ваших с ним взаимоотношениях – это живое общение.Поэтому мы предлагаем выходной день провести вместе интересно и с пользой. Роль патриотического воспитания в развитии личности ребёнка неоспорима. Задача взрослых – быть примером, научить детей ценить свою Родину, уважать её героический и трудолюбивый народ.Провести досуг со своими детьми не только интересно, но и полезно Вы можете, отправившись с ними на экскурсии в выходные дни.

Цель маршрута: развитие познавательного интереса, приобщение детей к культурно-историческим ценностям родного города, воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину, уважение к людям, защищавшим страну.

Задачи:

-познакомить детей с памятниками павших героев.

-дать элементарные исторические сведения о героях ВОВ.

-развивать патриотические чувства, память, двигательную активность, умение ориентироваться на местности.

-воспитывать патриотизм, миролюбие.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

Спросите у ребенка: «А в нашем город Орша есть памятники воинам ВОВ?»

В городе Орша и в каждом крупном населённом пункте Оршанщины есть памятники, которые напоминают об мужестве наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Таких памятников на Оршанщине больше 80!

 

1. А начнём мы наш маршрут с  КУРГАНА  БЕССМЕРТИЯ

 

В 1966 году был построен памятник освободителям нашего края. Многие солдаты погибли в жестоких боях за освобождение Оршанщины. И благодарные Оршанцы по горстям приносили землю на окраину Орши, чтобы построить этот памятник погибшим. Так они восстановили  давнюю славянскую традицию - насыпать курганы на местах сражений.
Наш курган небольшой - около 8 метров в высоту. За гранитной плитой в нём находится шкатулка с посланием до будущих поколений оршанцев. Около кургана парк, который получил название "Парк Героев". Как лучи, отходят от памятника шесть аллей. Главная несёт название "Аллея неизвестного солдата". Их и на самом деле много осталось
навсегда неизвестными... А остальные названы именами тех, кто получил звание  Героя Советского Союза на оршанской земле. Это К. Заслонов, С. Мит, французский лётчик М. Лефевр, А. Никандрова, Ю. Смирнов.
24 марта 1966 года в день открытия памятника около его подножья был зажжён Вечный огонь.

2. Памятник воинам советской армии, партизанам и подпольщикам — героям битвы за освобождение города Орши

Орша - один из белорусских городов, награжденных орденом Отечественной войны I степени. Памятник воинам-освободителям, партизанам и подпольщикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны за освобождение города был воздвигнут в 1984 году. Памятный знак символизирует собой благодарность населения мирного времени том, кто пал в боях за свободу. При освобождении города на железнодорожной станции было захвачено несколько немецких эшелонов, готовых к отправлению. В одном из них находилось около трех тысяч наших сограждан, которых должны были вывезти в немецкую неволю. Город был освобожден 27 июля 1944 года в ходе стратегической наступательной операции «Багратион».

3. «Воинам 63 отдельного гвардейского танкового Оршанского полка Прорыва, погибшим за освобождение Орши».

 

Это Еще один памятник, посвященный Великой Отечественной Войне. 

 

4. Памятник воинам интернационалистам

Памятник установлен в честь выходцев из Орши и Оршанского района, которые погибли в ходе боевых действий в Афганистане. Памятник состоит из двух гранитных стелл, которые расколоты и помещены на общем подиуме, символизируя оборванную жизнь. На одной из плит, отлитой из бронзы, содержится мемориальная плита с фамилиями двадцати двух погибших человек. На второй плите размещен горельеф скорбящей женщины, которая роняет тюльпаны. Рядом с мемориальным камнем стоит танк 103-ей отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады.

 

5. Мемориальный комплекс "Катюша" ("За нашу Советскую Родину!")

                                                                                      улица Могилевская

На берегу Днепра в Орше возвышается монумент легендарному орудию Победы – боевой машине реактивной артиллерии БМ-13, которую советские воины назвали "Катюшей". Ее устройство и ошеломительный эффект огненного смерча долгие годы оставались для немцев тайной. И именно в Орше 14 июля 1941-го прозвучали первые боевые залпы "Катюши": экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана И.Флёрова нанесла удары по эшелонам врага на железнодорожной станции и позициям у речной переправы. Мемориал объединяет 6 устремленных ввысь "минометных пусковых установок" из бетона, а в центре на пьедестале установлена точная копия "Катюши" образца 1941 года. У входа в комплекс – черный куб с памятной надписью о первом ударе знаменитого орудия.

6. Памятник и мемориальный музей Героя Советского Союза К.С. Заслонова

Константин Сергеевич Заслонов в первые годы Великой Отечественной войны принял на себя командование всеми партизанским отрядами оршанской зоны. Бойцы его называли «Дядя Костя».

Константин Заслонов погиб в 1942 году, когда фашисты, притворяясь народниками, проникли к партизанам и захватили отряд. За поимку командира партизан фашистам обещалось высокое вознаграждение, и неважно приведут его живым или принесут его голову. Чтобы не дать фашистам нажиться на гибели командира, жители местной деревни спрятали его тело.

В 1945 году останки Константина Заслонова были должным образом похоронены на оршанском кладбище. Посмертно командир получил звание Героя Советского Союза. Музей, посвящённый памяти Заслонова, был основан в 1948 году.

Позже экспозицию передали Дворцу пионеров, где она располагается по сей день. В организации мемориального музея принимали участие бывшие партизаны, находившиеся под командованием Заслонова, его товарищи и родственники.

Экспозиция посвящена жизни и военным подвигам Константина Сергеевича. Среди экспонатов можно увидеть личные вещи командира, привезённые из его дома в Осташкове, оружие и предметы быта по образу тех, что он использовал в партизанском отряде, а также военную форму, письма и фотографии. Перед входом в музей установлена памятная стела в честь К.С. Заслонова.

В настоящее время музей является центром военно-патриотического воспитания молодёжи. В нём организуются массовые культурные и образовательные мероприятия, а также встречи с ветеранами.

7. Аллея лётчиков

В день 70 – ой годовщины Великой Победы в честь тех, кто защитил нашу страну и отстоял Оршанщину в годы Великой Отечественной войны заложена «Аллея летчиков».
«Аллея лётчиков» раскинулась в месте, где сходятся три улицы, которые носят имена лётчиков Героев Советского Союза - Соляникова Анатолия Даниловича – командира эскадрильи штурмовиков, Завадского Владимира Георгиевича – майора бомбардировочной и разведывательной авиации, Гаранина Алексея Дмитриевича – гвардии капитана, командира звена авиации дальнего действия.
Проект аллеи и стелы был разработан оршанским архитектором Сергеем Янковским.
На Аллее лётчиков установлен новый экспонат – легенда советской авиации, самолет У-2 созданный оршанцем, мастером Владимиром Николаевичем Суходольским.

 

Во время экскурсии поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

Призвать ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.

После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть. Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.

Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место, или снова вернуться на Аллею славы.

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

свернуть

Маршрут выходного дня - Детский парк "Сказочная страна"

 

 

Детский парк "Сказочная страна"

Каждый малыш мечтает побывать в сказке. Но для этого не нужна волшебная палочка, ковёр-самолёт  или сказочный Джин, который исполнит любое Ваше желание. В нашем городе Орша есть одно такое место, где можно побывать в нескольких сказках одновременно. Это место называется  "Сказочная страна". Поэтому, уважаемые родители, мы предлагаем Вам и Вашему очаровательному малышу в выходной день отправиться в сказочное путешествие в детский парк, который так и называется -  "Сказочная страна".

Отправляемся в путешествие!

ГДЕ НАХОДИТСЯ:

Расположен детский парк "Сказочная страна" в центре города на улице К. Маркса, на берегу Днепра. Парк находится в колоритном месте, поэтому  снискал особую популярность у больших и маленьких горожан, с огромным удовольствием проводящих там досуг.

Особенность парка состоит в том, что его жителями являются уличные скульптуры, олицетворяющие собой персонажей из сказок. На самом входе в парк Вас и Вашего малыша встречает отважный моряк пятиметровый Гулливер из романа Джонатана Свифта "Приключения Гулливера",который, побывав в удивительной стране  Лилипутии, не усидел дома и снова отправился в плавание.  На его огромной ладони уютно расположился лилипут. Где только не побывал отважный Гулливер: и в стране лилипутов, и в стране великанов, и в стране лапутян и разумных говорящих лошадей.

Вслед за Гулливером Вас встречает очаровательный Незнайка - озорник, трусишка, хвастун, врунишка и его друзья Кнопочка и Знайка из трилогии Николая Носова о приключениях Незнайки.  Это сказочная повесть о добрых и весёлых коротышках из Цветочного города, их путешествии на воздушном шаре и новых друзьях.

Ну кто же из детей и взрослых не знает наивного Чебурашку - мягкого, плюшевого, сказочного, такого родного для каждого малыша и самого доброго на земле крокодила Гену? Конечно же знают все! В "Сказочной стране" вы обязательно  встретите этих двух неразлучных друзей из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья".

В сказочном парке также проживают Три поросенка Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф из сказки Сергея Михалкова.  Наф-Наф - пример мудрости и трудолюбия. Нуф-Нуф и Ниф-Ниф - примеры   легкомыслия и беспечности. Это симпатичные, но шаловливые персонажи с которыми происходят опасные приключения и ,конечно, счастливый конец.

Продвигаясь дальше по тенистым аллеям парка Вы обязательно встретите необыкновенного Кота в сапогах, героя сказки Шарля Перро, который как будто устал и присел отдохнуть на камне. Умный и ловкий кот, который носит шляпу с пером, сапоги и умеет разговаривать, как человек, помогает своему хозяину стать богатым и жениться на принцессе.

Отправиться в путешествие по сказочной стране Вы и Ваш малыш можете в уютном паровозике, который  прокатит  Вас  по всей территории парка.

А сколько здесь замечательных аттракционов и каруселей:  "Кенгуру", "Пираты", "Изумруд", "Колобок", "Батут", "Бабочка" и др.  Вот где взрыв эмоций и наслаждений!

А чтобы Вам и Вашему ребёнку было ещё интереснее гулять по аллеям сказочной страны, предлагаем подборку стихов, песенок и загадок про сказочных героев.

свернуть

Виртуальная экскурсия в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны

Как воспитать маленького патриота

Тема патриотизма - нынче жгучая и больная тема для нашей страны.

Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа; но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Нынешнее общество влияет на детей и подростков далеко не с лучшей стороны: налицо погоня за удовольствиями, эгоизм, расчет, приобретательство, потребительство.

Поэтому вопрос о патриотизме становится сегодня особенно важным, так как без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.

Итак, сегодня мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с вопросом: как воспитать в ребенке патриотизм.

На самом деле патриот - это не обязательно человек в форме. Настоящим патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,  хорошо воспитанного, образованного и просвещённого, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.

Как же пробудить, в ребёнке чувство патриотизма? Именно "пробудить", потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. И сразу напрашивается вопрос как?

И здесь будут уместны некоторые рекомендации:

  1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражда­нином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

От того, насколько патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребенок. Ребенок чрезвычайно подражателен. Дети слышат, что и как говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых станет их мнением, и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно.

  1. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, родственников, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел свой эмоциональный опыт. Кроме того, изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

З. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

Помните, что воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы.

Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и ре­гулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заве­дения в подростковом возрасте и в юности.

Нам родителям, учить любить родину надо не словами. Надо показывать и рассказывать за что любить.

  1. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каж­дым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жиз­нью будет выражать ваш ребенок.
  2. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она нака­зуема!»

Важно подчеркивать общественное значение личных успехов в ребенке. Поощрение этих успехов развивает активность, как раз с этого часто начинается активный патриотизм.

  1. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

Обсуждайте, узнавайте мнение ребенка, выражайте свои позитивные мысли. Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота. Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защищать ее в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев – все эти качества прививаются с детства.

  1. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется про­тив вас самих.

Наше отношение к ребенку это «бумеранг», который мы запускаем в будущее. Он непременно к нам вернется.

В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит в определенной мере от нас, взрослых: родителей и педагогов. И решать эту задачу нужно сегодня, сейчас, вместе!

 

свернуть

Як вучыць дзяцей паводзіць сябе пры гучанні Дзяржаўнага гімна

Як вучыць дзяцей паводзіць сябе пры гучанні Дзяржаўнага гімна

Добры дзень, паважаныя бацькі. Сёння хочацца павясці з вамі  размову пра тое, як вучыць дзяцей паводзіць сябе пры гучанні Дзяржаўнага гімна. Але давайце спачатку пазнаёмімся з гісторыяй гімна.

Дзяржаўны гімн — гэта самы хвалюючы кожнае сэрца сімвал краіны, узвышаная песня пра народ. Мелодыя простая, добра запамінаецца.

Яшчэ ў старажытныя часы людзі, ахопленыя агульным пачуццём радасці, — падчас вялікіх святаў, перамог над ворагам ці пры пазбаўленні ад якой-небудзь павальнай хваробы, засухі, паводкі і пажараў, заканчэння сонечнага зацьмення — спявалі агульную песню ці, можа быць, малітву.

Гэтую ж песню яны спявалі, калі выпраўляліся ў паход на ворага, і песня яднала іх агульнай надзеяй і верай у сілы народа.

Прататыпам сучаснага гімна быў гімн Беларускай ССР.

Паэт Уладзімір Іванавіч Карызна (1938), лірык і песеннік, лаўрэат Дзяржаўнай прэміі, атрымаў перамогу ў конкурсе: ягонаму тэксту гімна, у якім выкарыставаны фрагменты ранейшага тэксту гімна, напісанага Міхасём Мікалаевічам Клімковічам (1899—1954), журы аддало перавагу.

Словы гімна павінен ведаць кожны змалку.

У Палажэнні аб Дзяржаўным гімне Рэспублікі Беларусь гаворыцца, што гімн з’яўляецца сімвалам дзяржаўнага суверэнітэту і выконваецца ў аркестравым, харавым, аркестрава-харавым ці ў іншым вакальным ці інструментальным варыянце.

Дзяржаўны гімн выконваецца ў адпаведнасці з зацверджаным тэкстам і музыкальнай рэдакцыяй (нотамі) пры ўступленні Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь на пасаду — пасля прынясення ім прысягі, пры адкрыцці і закрыцці сесій палат Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, пры сустрэчах і праводзінах афіцыйных дэлегацый замежных краін, пры ўшанаванні нашых спартсменаў-пераможцаў, у тым ліку і за мяжой, пры правядзенні воінскіх рытуалаў, а таксама з нагоды разнастайных урачыстасцей, прысвечаных дзяржаўным святам.

I калі гучыць галоўная песня краіны, слухаць яе трэба стоячы, прычым мужчыны абавязаны зняць галаўны ўбор. У вакальна-харавым варыянце выконвання неабходна праслухаць гімн ад пачатку да канца: усе тры куплеты. У аркестровым выкананні дапускаецца праслухванне толькі часткі гімна – адзін куплет і прыпеў. Пасля праслухвання не трэба пляскаць у далоні. Можна спакойна прысесці.

Няхай лунаюць над намі нашы слаўныя сцягі! Няхай асвятляе наш шлях Дзяржаўны герб краіны! Няхай гучаць заклікальныя словы і ўрачыстая музыка нашага велічнага гімна!

Мы, беларусы – мірныя людзі,

Сэрцам адданыя роднай зямлі,

Шчыра сябруем, сілы гартуем

Мы ў працавітай, вольнай сям’і.

 

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

 

Разам з братамі мужна вякамі

Мы баранілі родны парог,

У бітвах за волю, бітвах за долю

Свой здабывалі сцяг перамог!

 

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

 

Дружба народаў – сіла народаў –

Наш запаветны, сонечны шлях.

Горда ж узвіся ў ясныя высі,

Сцяг пераможны – радасці сцяг!

 

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

 

свернуть

Консультация для родителей «Растим маленького патриота и гражданина»

 Необходимость воспитания подрастающего поколения в патриотическом духе продиктована глубокими изменениями в современной общественной жизни, среди которых наиболее негативную окраску имеют разобщенность, оторванность людей от своих культурных традиций, европеизация с модой на все иностранное и с неприязнью к отечественному. Поэтому так важно знакомить детей с традициями нашего народа и прививать любовь и ответственное отношение к Родине, семье и соотечественникам. Важно воспитывать в детях желание сохранять и обогащать наследие своей страны.

       Понятие патриотизма многогранно. Мы понимаем под ним любовь к родным местам, чувство гордости за свой народ, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Патриот уважает свою Родину и умеет вести о ней адекватный разговор, не принижая при этом другие нации.

      Чтобы быть патриотом, совсем необязательно носить форму. Достаточно укреплять свое физическое и нравственное здоровье, быть культурным, образованным, иметь крепкую семью, почитать своих предков и достойно воспитывать своих потомков.

      Каким образом привить ребенку патриотические чувства? Ответ прост: через любовь к Родине, которую нужно воспитывать. Вам в этом помогут советы ниже.

1. Рассказывайте ребенку о своей стране только хорошее. Дети подражательны и впитывают услышанные слова, как губка, поэтому могут многое перенимать у своих родителей, в том числе чувство патриотизма. Мнение родителей вскоре может превратиться в мнение ребенка, которое непросто будет изменить.

2. Рассказывайте о тяжелых временах и испытаниях, которые с достоинством пережили наши предки. Приводите в пример дедушек и бабушек, так или иначе участвовавших в Великой Отечественной войне, их фронтовые и трудовые заслуги. Расскажите, что из себя представляют понятия «любовь к Отечеству» и «долг перед Родиной», а также о том, как надо чтить героев – живых и павших смертью храбрых в бою. Именами таких выдающихся людей           названы города и улицы. В честь героев воздвигнуты памятники.

З. Знакомьте ребенка с памятными и историческими достопримечательностями своей страны. Чем чаще родители будут ходить всей семьей в музеи, на выставки, патриотические концерты, тем чаще их дети, повзрослев, будут посещать подобные места. Любить Отечество нужно учить не только на словах, а еще наглядно и деятельно.Устройте экскурсию по городу и покажите ребенку культурные достопримечательности и памятники, возьмите на себя роль гида и расскажите все, что прочитали о них накануне. Еще можете поделиться историческими фактами из разных городов страны, используя карту, глобус или фотографии. Прививайте интерес к истории Отечества и края.

4. Будьте оптимистами. Чем больше родители будут выказывать недовольство жизнью, тем в большей степени их дети будут склонны к подобным негативным эмоциям впоследствии.

5. Поощряйте активность ребенка, ведь именно с нее часто начинается активный патриотизм. Объясните, что для семьи и общества личные успехи вашего ребенка могут оказаться очень важными.

6. Совместный просмотр познавательных передач, фильмов, мультфильмов о героях Отечества с обсуждением увиденного всей семьей могут существенно помочь воспитать в ребенке патриота с гордостью за свой народ и чувством долга перед Родиной. 

7. Учите бережному отношению к вещам, книгам, игрушкам. Расскажите о том, какими стараниями людей была создана та или иная вещь. Объясните, в чем заключается их ценность. Например, важно бережно относится к книгам не только из-за их обложки, но и содержания. Посетите всей семьей библиотеку и понаблюдайте, как хранят там книги.

8. Помогите ребенку построить мини-дом (на природе/на даче/у себя дома). Используйте для этого разные материалы (доски, ветки, картонные коробки, подушки, плед). Когда домик будет построен, поиграйте в новоселье, разместите в новом жилье игрушки, обсудите, удобный ли получился дом, прочный ли? Любовь к огромной стране и к родному краю начинается с любви к родному дому, это тот самый первый и самый важный кирпичик, который закладывает основание для воспитания патриотизма. Путешествуя, посещая другие города и страны, мы всегда жаждем оказаться дома - "там, где любят и ждут, где тепло и горит свет". Объясните ребенку, как важно, чтобы дом был именно тем местом, куда хочется возвращаться.

9. Учите уважительному отношению к хлебу. Поделитесь фактами из истории родной страны о голодных временах, когда хлеб был на вес золота для многих людей. Расскажите, сколько труда нужно приложить, чтобы вырастить пшеницу и создать из неё хлеб. Объясните, что хлеб нельзя выбрасывать, но можно покрошить его птицам. Покормите птиц вместе с ребенком во дворе или парке, зимой смастерите кормушку и понаблюдайте за пернатыми, которые будут прилетать и лакомиться хлебными крошками. Также остатки хлеба можно высушить, приготовить сухарики.

10. Пусть ребёнок узнает о вашей профессии, о том, какие профессии бывают и какую пользу от них получает общество. Обсудите варианты работы, подходящей для ребёнка в будущем.

11. Поиграйте в игру на поиск интересных и примечательных вещей в увиденном, гуляя на улице с семьёй. Например, задавайте вопросы: «Как думаешь, для чего устроены бордюры вдоль дорог?», «Почему у светофора такие цвета? Что они могут значить?». Это помогает развить наблюдательность и создать представление об окружающем, сформировать интерес к родному двору, району, умение постоянно находить что-то новое в привычном окружении.  Дома предложите малышу нарисовать то, что он сегодня увидел.

12. Прививайте любовь к родной природе. Зимой выбирайтесь за город, катайтесь на санках и лыжах, в тёплые времена года – на велосипеде. Ходите в пешие походы в лес, любуйтесь красотой природы. Учите беречь лес, предостерегая от пожаров и разбрасывания мусора. Общение с природой помогает формировать в человеке отзывчивость и чуткость.

13. Учите восхищаться красотой родного города. Расскажите подробнее о его инфраструктуре, о важном значении общественных учреждений (магазинов, почты, школы, библиотеки, кинотеатра, кафе и ресторанов). Укажите на ценность труда работников таких заведений.

14. Занимайтесь всей семьёй благоустройством и озеленением улицы, на которой вы живете.

15. Расширяйте чувство сознательности в ребенке, помогая правильно давать оценку собственным поступкам и поступкам окружающих.

16. Знакомьте ребёнка с литературой о Родине и её традициях, героях и народной культуре.

17. Приучайте ребёнка вести себя примерно в общественных местах и поддерживать порядок.

18. Поощряйте занятия народной культурой (фольклором, декоративно-прикладным искусством и прочими видами народно-патриотической деятельности). К фольклору относятся народные песни и игры, сказки, загадки, поговорки, хороводы. Таким образом происходит приобщение ребенка к общечеловеческим нравственным ценностям.

19. Участвуйте всей семьей в торжествах по случаю национальных праздников, развивая тем самым чувство принадлежности к большой семье.

20. Поощряйте занятия спортом и здоровым образом жизни, чтобы ребенок мог не только постоять за себя, но и, если придется, защитить других.

свернуть

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

***приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фальклору, народным играм;

***знакомство с семьёй, её историей, родственниками, семейными традициями, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

***проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

***организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

**Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

**Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

**Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

**Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

**Расширяйте собственный кругозор.

**Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

**Читайте ребенку книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа..

**Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

 

свернуть

2023 - Год мира и созидания

05.01.2023

Об объявлении 2023 года Годом мира и созидания
Указ № 1 от 1 января 2023 г.

Наступивший 2023 год в Беларуси объявлен Годом мира и созидания. Об этом в своем новогоднем обращении заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко, передает БЕЛТА.
"Следующий год мы объявляем Годом мира и созидания. Это соответствует и духу времени, и устремлениям наших сердец. Я так же сильно, как и вы, желаю мира и добра родной Беларуси. Крепкого здоровья и детского смеха - каждой семье. Дружеской заботы и душевной теплоты - каждому, кто одинок. Семейного лада и благополучия - в каждый дом. Пусть наши желания сбудутся! Будьте счастливы, берегите себя и своих близких! С Новым годом, дорогие белорусы!" - пожелал глава государства.

В своем новогоднем обращении Александр Лукашенко высказался насчет того, останется ли Беларусь островком безопасности, и от чего это зависит. "В этом году мы увидели, как тесен наш необъятный мир. Достаточно разжечь конфликт в одной стране, как начинает лихорадить всю планету. Знаю, больше всего вы хотите услышать, что будет дальше. Останется ли Беларусь островком безопасности? Уверен, что этот вопрос станет и главным желанием, которое вы загадаете в полночь. Ответ прост: все в нашей жизни будет зависеть от каждого из нас. И от всех нас вместе", - сказал Президент.
"Если мы хотим жить в мире и безопасности, то прежде всего должны уважать и ценить труд людей в погонах, воспитывать детей патриотами своей страны и соблюдать закон. Если мы хотим жить в мире и достатке, то должны много, честно и добросовестно работать. Если мы хотим жить в свободном и независимом государстве, то должны беречь и защищать историческую память, духовные ценности и исконные традиции", - заявил белорусский лидер.

http://www.belta.by/president/view/aleksandr-lukashenko-objjavil-2023-j-godom-mira-i-sozidanija-542772-2023/

свернуть

Государственные символы Республики Беларусь

Государственные символы 
Республики Беларусь

12

Государственный герб Республики Беларусь:Размещенный в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева — цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики  Беларусь в две строки начертаны золотом слова «РЭСПУБЛIКА БЕЛАРУСЬ».

Утвержден Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 № 301-З (ред. от 04.01.2021).

MAKET_11_1

Государственный флаг Республики Беларусь:Прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней — красного цвета и нижней – зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета — 2:1. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к его длине — 1:2. У древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины Государственного флага Республики Беларусь. Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к длине древка – 1:3.

Утвержден Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 № 301-З (ред. от 08.07.2015).

свернуть

План работы по патриотическому воспитанию

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПАТРИОТИЧЕСОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель: повысить качество образовательного процесса учреждения дошкольного образования через обеспечение системы работы по патриотическому воспитанию у детей дошкольного возраста используя различные виды детской деятельности.

РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ

Содержание работы

Срок выполнения

Ответственные

Поднятие Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения дошкольного образования

Перед началом учебного года

В дни государственных праздников:

- День защитников Отечества и Вооружённых сил Республики Беларусь – 23 февраля

- День Конституции – 15 марта

- День единения народов Беларуси и России – 2 апреля

- День труда – 1 мая

- День Победы – 9 мая

- День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – 14 мая

- День Независимости Республики Беларусь – 3 июля

- День народного единства – 17 сентября

Заместитель заведующего по основной деятельности

Прослушивание Государственного гимна Республики Беларусь

Перед началом учебного года,

еженедельно перед началом занятий в средних и старших группах

 

Воспитатели дошкольного образования,

музыкальный руководитель,

руководитель физического воспитания

Проведение в средних и старших группах занятий, праздничных мероприятий «Наш герб», «Наш флаг», «Наш гимн», «Защитник Отечества», «День Победы», «Коляды», «Масленица», Купалье» и т.д.

В канун государственных и национальных праздников

Воспитатели дошкольного образования,

музыкальный руководитель,

руководитель физического воспитания

Создание развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию

В течение учебного года

Воспитатели дошкольного образования

Виртуальные экскурсии в музеи и к памятным и историческим местам города, области, Республики Беларусь.

В течение учебного года

Воспитатели дошкольного образования

Организация тематических выставок:

«Никто не забыт, ни что не забыто» 

«Мой родной город»

«Узоры родной сторонки»

«Куклы- обереги»

«Дзівосы восені»

«Пасхальная радость»

1 раз в месяц

Воспитатели дошкольного образования

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Содержание работы

Срок выполнения

Ответственные

Консультирование музыкального руководителя «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством фольклорно-обрядовых праздников»

октябрь

 

Заместитель заведующего по основной деятельности

Создание лэпбука «Орша – моя малая Родина»

           Ноябрь-январь

Заместитель заведующего по основной деятельности

Воспитатели дошкольного образования

Консультирование педагогов на тему «Как знакомить детей дошкольного возраста с историческим прошлым Беларуси»

февраль

Заместитель заведующего по основной деятельности

Выставка игр по патриотическому воспитанию

март

Заместитель заведующего по основной деятельности

Воспитатели дошкольного образования

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды пособиями, атрибутами, играми по гражданско-патриотическому воспитанию в соответствии с возрастом воспитанников

В течение учебного года

Воспитатели дошкольного образования

Пополнение методической копилки материалов, конспектов по теме нравственно-патриотического воспитания.

В течение учебного года

Воспитатели дошкольного образования

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Содержание работы

Срок выполнения

Ответственные

Оформление информации на официальном сайте учреждения дошкольного образования:

- маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей: «По местам боевой славы», «Памятные места родного города»;

-  информация о проведении праздников, акций, выставок, фестивалей

В течение учебного года

Заместитель заведующего по основной деятельности

Рассмотрение вопроса о патриотическом воспитании подрастающего поколения на групповых родительских собраниях

сентябрь

Воспитатели дошкольного образования

Размещение информационных листков: «Как формируется любовь к родному краю», «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» и т.д.

В течение учебного года

Воспитатели дошкольного образования

Консультация

«Воспитываем маленького патриота»

 

февраль

Воспитатели дошкольного образования

Фоточелендж

«Семейные традиции»

 

май

Воспитатели дошкольного образования

свернуть

Территориальная геральдика

Витебская область

V01 VitsebskregionemG       V01 VitsebskregionemF            

Герб и флаг учреждены Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 277 и зарегистрированы в Государственном геральдическом регистре Республики Беларусь 4 июня 2009 г. № Б-157 и № Б-158.

Герб: В красном поле французского щита изображен серебряный всадник в доспехах, держащий в правой руке над головой меч, в левой – щит с золотым шестиконечным крестом. Герб венчает большая золотая городская корона с пятью зубцами, снизу его обрамляют две золотые дубовые ветви, увитые и соединенные голубой орденской лентой.

Флаг: Прямоугольное полотнище зеленого цвета с соотношением сторон 1:2, в центре лицевой стороны которого  изображен герб Витебской области.

В качестве официального государственного символа изображение вооруженного всадника известно на Витебщине со второй половины XIII в.  А двумя столетиями ранее здесь стал применяться древний христианский символ – шестиконечный крест с короткой верхней перекладиной, графические варианты которого нанесены на доломитовую плиту в Благовещенской церкви Витебска с XII в. С 1500 г. серебряный рыцарь на серебряном коне с золотой сбруей украшал червленый барочный щит герба Витебского воеводства.

21 сентября 1781 г. Екатериной II был «высочайше утвержден»  герб Витебска  с изображением  всадника в полосатом, красно-белом поле.  8 декабря 1856 г. император Николай I подписал указ об учреждении герба Витебской губернии: «В червленом поле серебряный всадник в вооружении, с поднятым мечом и круглым щитом; седло на  серебряном коне червленое, покрытое трехконечным золотым, с лазуревой каймою, ковром. Щит увенчан Императорской короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентою».

В эпоху новых, советских символов 700-летние символы Витебщины по разным причинам были забыты, хотя в «Беларускай савецкай энцыклапедыі» приводятся гербы всех белорусских городов с изображением «серебряного скачущего коня». С 90- годов началось ее официальное возрождение.

Полный герб Витебской области, как один из наиболее значимых официальных геральдических символов Республики Беларусь, состоит, помимо собственно щита, из целого ряда геральдических украшений.

Цвет полотнища флага также обоснован исторически. После административной реформы 1564-1566 гг. воеводства Великого княжества Литовского  получили из казны утвержденные хоругви. Среди прочих был стяг Витебского воеводства, имевший полотнище зеленого цвета, в центре которого было помещено изображение  вооруженного всадника.  

На этом основании решением Витебского областного совета депутатов от 17 февраля 2009 г. № 142 проекты герба и флага и положения о них были одобрены

Художник воссозданного герба и флага В.А. Ляхор.

г.Орша

Оршанский район

V28 OrshaG                             V28 OrshaF

Герб и флаг зарегистрированы в Гербовом матрикуле Республики Беларусь 23 мая  2002 г. №  84.

Герб: В голубом поле барочного щита изображен серебряный крест, ниже которого золотой полумесяц рогами вверх.

Флаг: Прямоугольное голубое полотнище в соотношением сторон по «золотому сечению» как 1,618. На ¼ высоты в нижней части флага по всей длине полотнища проходит голубая полоса, над которой расположена вторая голубая полоса шириной равная ¼ нижней. Расстояние между полосами равно ширине узкой полосы. В верхней части полотнища в белом поле, по центру, изображен герб города Орши, который накладывается на полосы нижней части.

Орша впервые упоминается в «Повести временных лет» в 1067 г. как город Ръша Полоцкого княжества в связи с междоусобной войной между полоцким князем  Всеславом Брячиславичем и сыновьями Ярослава Мудрого. Город, по всей видимости построен в 1101-1116 гг. князем Глебом Минским.

С 1320-х гг. Орша находилась в составе Великого княжества Литовского, в 1398-1407 гг. по указу великого князя Витовта в ней на месте городища был построен каменный замок. В первой половине XIV в. в связи с приграничным размещением города великим князем Ольгердом  были возведены оршанские городские укрепления. В 1560 г. Орша приобрела статус центра повета.    В XVII  в. это был один из крупнейших городов Великого княжества Литовского, ремесленный, культурный и религиозный центр.

В соответствии с магдебургским правом Орша получила свой герб  13 декабря 1620 г. –  полумесяц рогами вверх, между которыми крест. Это один из старейших городских символов на территории Беларуси.

Кавалерский крест символизирует мужество, героизм, отвагу. Полумесяц – издавна известный символ Богородицы, который широко применяется в христианской традиции. Знак полумесяца, обращенный острыми краями вверх, или, как принято говорить в геральдике, «рогами вверх», олицетворяет элемент, дающий жизни возможности распространения и указывающий направление к бесконечному развитию, а также оберегающий ее от влияния от низших сил (притяжение сил от краев к животворному центру). Данный знак есть ничто иное, как чаша Грааля – емкость, в которой хранится эликсир жизни. Таким образом, нижний элемент символизирует неиссякаемый источник всего живого, развитие, расцвет которого освещен солнечным светом.

На флаге широкая и узкая голубая полосы являются символическими изображениями двух основных рек города Орши – Днепра и Оршицы, на слиянии которых и была основана Орша. Голубой и белый цвета соответствуют основной цветовой гамме гербового изображения.

Решения об одобрении исторического  герба 1620 г. и флага  были приняты Оршанским городским исполнительным комитетом от 29 марта 2002 г. № 237 и Оршанским городским Советом депутатов от 9 апреля 2002 г. № 166.

свернуть

ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книжкам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием "как в библиотеке" поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в "новоселье", помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен доим, красив ли, удобен ли для жилья.

4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят  разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено, вместе с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру "Кто больше заметит интересного?", "Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице". Я вижу, что машины убирают улицы. А что ты видишь? Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7. Любовь к Родине - это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее. 

свернуть

Цiкава ведаць: дзяржаўныя святы, святочныя дні, памятныя і святочныя даты

Дзяржаўныя святы, святочныя дні, памятныя і святочныя даты ўстанаўлівае Прэзідэнт Рэспублікі Беларусь.

Дзяржаўныя святы ўстанаўліваюцца ў азнаменаванне падзей, якія маюць асаблівае гістарычнае або грамадска-палітычнае значэнне для Рэспублікі Беларусь і аказалі істотны ўплыў на развіццё беларускай дзяржавы і грамадства.

Святочныя дні ўстанаўліваюцца ў азнаменаванне іншых падзей, прысвечаных традыцыйным датам, ушаноўванню работнікаў пэўнай прафесіі, галіны гаспадаркі або сферы дзейнасці і г.д.

Памятныя даты звязаны з іншымі гістарычнымі падзеямі ў жыцці дзяржавы і грамадства або традыцыйна адзначаюцца асобнымі катэгорыямі грамадзян.

Святочныя даты – гэта традыцыйна адзначаемыя значнай колькасцю грамадзян падзеі, якія не надзяляюцца ў Рэспубліцы Беларусь афіцыйным статусам дзяржаўнага свята, святочнага дня або памятнай даты.

Дзяржаўныя святы

Дзень Канстытуцыі – 15 сакавіка;

Дзень яднання народаў Беларусі і Расіі – 2 красавіка;

Дзень Перамогі – 9 мая;

Дзень Дзяржаўнага герба Рэспублікі Беларусь і Дзяржаўнага сцяга Рэспублікі Беларусь – другая нядзеля мая;

Дзень Незалежнасці Рэспублікі Беларусь (Дзень Рэспублікі) – 3 ліпеня;

Дзень народнага адзінства – 17 верасня.

Агульнарэспубліканскія святочныя дні

Новы год – 1 і 2 студзеня;

Дзень абаронцаў Айчыны і Узброеных Сіл Рэспублікі Беларусь – 23 лютага;

Дзень жанчын – 8 сакавіка;

Свята працы – 1 мая;

Дзень Кастрычніцкай рэвалюцыі – 7 лістапада.

Рэлігійныя святочныя дні

Нараджэнне Хрыстова (праваслаўнае Раство) – 7 студзеня;

Вялікдзень – па календары праваслаўнай і каталіцкай канфесій;

Радаўніца – па календары праваслаўнай канфесіі;

Дзень памяці – 2 лістапада;

Нараджэнне Хрыстова (каталіцкае Раство) – 25 снежня.

Iншыя святочныя дні

Дзень спажыўца – 15 сакавіка;

Дзень сям’і – 15 мая;

Дзень аховы навакольнага асяроддзя – 5 чэрвеня;

Дзень моладзі і студэнцтва – апошняя нядзеля чэрвеня;

Дзень ведаў – 1 верасня;

Дзень беларускага пісьменства – першая нядзеля верасня;

Дзень міру – трэці аўторак верасня; Дзень пажылых людзей – 1 кастрычніка;

Дзень маці – 14 кастрычніка;

Дзень бацькi - 21 кастрычнiка;

Дзень інвалідаў – 3 снежня;

Дзень правоў чалавека – 10 снежня;

Дзень беларускага кіно – 17 снежня.

Памятныя даты

Дзень памяці воінаў-інтэрнацыяналістаў – 15 лютага;

Дзень чарнобыльскай трагедыі – 26 красавіка;

Дзень усенароднай памяці ахвяр Вялікай Айчыннай вайны – 22 чэрвеня.

https://president.gov.by/be/gosudarstvo/prazdniki#pam-daty-b 

свернуть

Цiкава ведаць: Беларускі нацыянальны касцюм

Белару́скі нацыяна́льны касцю́м — комплексы адзення, абутку і аксесуараў, якія склаліся на працягу стагоддзяў для выкарыстання беларусамі ў штодзённым і святочным ужытку. Нацыянальны касцюм мае надзвычай высокую культурную каштоўнасць і з'яўляецца адным з этнічных атрыбутаў беларускага народа.

Нeaд’eмнaй, caмaбытнaй чacткaй нaцыянaльнaй кyльтypы Бeлapyci з’яўляeццa тpaдыцыйнae нapoднae aдзeннe. Янo нe тoлькi axoўвaлa чaлaвeкa aд нeпaгaдзi. У aдзeннi знaxoдзiлi aдлюcтpaвaннe пpaктычны вoпыт i эcтэтычныя iдэaлы нapoдa, дyxoўны cвeт людзeй. Кacцюм пepшacнa вызнaчae нaцыянaльнyю пpынaлeжнacць чaлaвeкa. Пa кaмпaзiцыйныx чacткax кacцюмa мoжнa дaвeдaццa, aдкyль чaлaвeк poдaм, якoe cямeйнae cтaнoвiшчa, yзpocт i poд зaняткaў.    

Нapoдны кacцюм – caмaбытны элeмeнт кyльтypы. Стыль i вoбpaз нapoднaгa кacцюмa фapмipaвaлicя нa пpaцягy cтaгoддзяў. Аcaблiвaй гapмaнiчнacцю i дacкaнaлacцю вызнaчaeццa жaнoчы кacцюм. Жaнoчae i дзявoчae aдзeннe cклaдaлacя з кaшyлi, бeзpyкaўкi, cпaднiцы, фapтyшкa i пoяca. Жaнoчыя кaшyлi тpaдыцыйнa шылicя з iльняныx ткaнiн. Сacтaўнoй чacткaй жaнoчaгa кacцюмa былa бeзpyкaўкa, якaя aпpaнaлacя пaвepx кaшyлi. Бeзpyкaўкa мeлa шмaт нaзвaў: кaмiзэлькa, шнypoўкa, кaбaт i iншыя. Пaшытaя з фaбpычныx мaтэpыялaў бeзpyкaўкa з’яўлялacя дaвoлi дapaгoй pэччy. Спaднiцa, якaя шылacя з дaмaткaнaгa aднaтoннaгa cyкнa, нaзывaлacя aндapaк. Пaвepx cпaднiцы ў бeлapycкiм нapoдным кacцюмe з дaўнix чacoў нaдзявaўcя фapтyx. Рoзнaкaляpoвыя i бeлыя фapтyшкi – нeaд’eмнaя чacткa тpaдыцыйнaгa aдзeння. Фapтyx выкoнвaў нe тoлькi пpaктычныя, aлe i дэкapaтыўныя фyнкцыi.    

Гaлaўныя ўбopы i пpычocкi нaдaвaлi нapoднaмy кacцюмy зaвepшaнacць i cвятoчнacць. З дaўнix чacoў яны aдлюcтpoўвaлi cямeйнae cтaнoвiшчa жaнчыны цi дзяўчыны. Тpaдыцыйнa дзяўчaты нe зaкpывaлi вaлacы. Жaнчыны xaвaлi ix пaд гaлaўныя ўбopы. Нeпaкpытыя вaлacы лiчылicя ў бeлapycaў, як i вa ўcix cлaвянcкix нapoдaў, ciмвaлaм дзявoцтвa. Жaнoчae aдзeннe бeлapycaк дaпaўнялa вялiкaя кoлькacць poзныx вiдaў yпpыгoжвaнняў. Узopы, вышыўкa, кapyнкi apгaнiчнa ўвaxoдзiлi ў фaктypy aдзeння. Акpaмя гэтaгa, icнaвaлi яшчэ здымныя ўпpыгoжaннi – paзнacтaйныя пaцepкi, пяpcцёнкi, зaвyшнiцы.   

Мyжчынcкae aдзeннe мeнш paзнacтaйнae зa жaнoчae. Мyжчынcкi кacцюм cклaдaўcя з пaдпяpaзaнaй кaшyлi, нaгaвiц, iншы paз i з кaмiзэлькi. Нeaбxoдным элeмeнтaм тpaдыцыйнaгa мyжчынcкaгa кacцюмa з’яўлялicя кaшyлi цi capoчкi. Сapoчкa мeлa нiзкi кaўнep цi шылacя бeз кaўняpa, кaшyля мeлa aдклaдны кaўнep i paзpэз. Святoчныя кaшyлi звычaйнa шылi з тoнкaгa бeлaгa кyжaлю, paбoчыя – з бoльш гpyбaгa льнянoгa пaлaтнa. Дa мyжчынcкaй кaшyлi aбaвязкoвa дaдaвaўcя ткaны aбo cкypaны пoяc.    

Гaлaўныя ўбopы з’яўлялicя вaжнaй чacткaй aгyльнaгa кoмплeкcy нapoднaгa aдзeння бeлapycaў. Мyжчынcкiя гaлaўныя ўбopы былi вeльмi paзнacтaйнымi пa фopмe, y якacцi acнoўныx мaтэpыялaў для ix выpaбy выкapыcтoўвaлicя фyтpa, вoўнa, caлoмa. Нaйбoльш pacпaўcюджaным гaлaўным yбopaм былa мaгepкa – кpyглaя выcoкaя мyжчынcкaя шaпкa. Шыpoкae pacпaўcюджaннe aтpымaлi бpылi i кaпeлюшы. Нa Бeлapyci тыпoвыя былi aўчынныя шaпкi, якiя звычaйнa нaciлi зiмoй. Фyтpaвыя шaпкi з вyшaмi чacцeй нaзывaлicя aблaвyxaмi. У якacцi лeтнягa гaлaўнoгa ўбopy мeлi пaшыpэннe кaпeлюшы, плeцeныя з жытняй aбo пшaнiчнaй caлoмы.   

Вaжным элeмeнтaм жaнoчaгa i мyжчынcкaгa aдзeння з’яўляўcя пoяc, якi выкoнвaў нeкaлькi фyнкцый. Пaяcaмi пaдпяpэзвaлacя нiжняe i вepxняe aдзeннe. Дa ix пpывeшвaлicя poзныя нeвялiкiя pэчы. Выкoнвaлi яны i aбpaдaвyю фyнкцыю. Пoяc мyжчын выcтyпaў нe тoлькi дэкapaтыўнaй чacткaй кacцюмa. З’яўлeннe бeз пoяca нa людзяx лiчылacя нeпpыcтoйным. Пaяcы вызнaчaюццa paзнacтaйнacцю тэxнiк выpaбy. Іx вiлi, плялi, ткaлi i вязaлi. У нeкaтopыx мяcцiнax шыpoкiя, яpкix кoлepaў пaяcы нaciлi жaнaтыя мyжчыны. Мaлaдыя xлoпцы пaдпяpэзвaлicя тoлькi вyзкiмi пaяcaмi блeдныx кoлepaў. Скypaныя пaяcы нaciлi пepaвaжнa мyжчыны. Тpaдыцыi, звязaныя з пaяcaмi, былi вeльмi ўcтoйлiвыя. Яны aдыгpывaлi знaчнyю poлю ў aбpaдax.

Вылучаюць 3 разнавіднасці беларускага нацыянальнага касцюма (у адпаведнасці з сацыяльнай прыналежнасцю):

  • Сялянскі;
  • Мяшчанскі;
  • Шляхецкі.

Беларускі сялянскі мае глыбокія гістарычныя карані і захаваў шмат архаічных рыс. Спалучаючы ў сабе практычнасць і эстэтычнасць, ён з'яўляўся і з'яўляецца значна большай рэччу, чым проста адзеннем ці нават мастацкім творам. Сялянскі касцюм беларусаў адлюстроўваў мясцовыя традыцыі, патрэбы і сацыяльны статус прадстаўнікоў беларускага народа, светапогляд майстроў, якія яго выраблялі, а ў дэкаратыўным арнаменце часам чытаюцца цэлыя змястоўныя гісторыі. Звычайна менавіта сялянскі касцюм маюць на ўвазе, калі вядуць гаворку пра нацыянальны касцюм беларусаў увогуле.

Мяшчанскі і шляхецкі нацыянальныя касцюмы ўпісваюцца ў агульнаеўрапейскія модныя тэндэнцыі, але пры гэтым маюць у сабе вялікую колькасць нацыянальных асаблівасцей, што дазваляе лічыць іх за разнавіднасці беларускага нацыянальнага касцюма.

свернуть